Вопросы с ответами для не НФО

Часто задаваемые вопросы с ответами для не НФО

1. Вопросы семинара 31.08.2022

1)Если в течении жизни договора у клиента совершилась необычная операция (оплата от третьего лица например без оснований) должны ли мы повысить уровень риска этому клиенту?

 2)До вступления в силу последних изменений обновление сведений по портфелю клиентов проводилось минимум раз в год независимо от уровня риска. Теперь по клиентам с низким уровнем обновление проводится раз в 3 года.

Вопрос-уточнение: Правильно ли я понимаю, что если обновление сведений по клиентам с низким риском проводилось в прошлом году, то в этом году обновление проводить не требуется? И теперь можно это сделать еще через 2 года?

3)Как часто в течение года можно пересматривать уровень риска по клиенту в сторону понижения?
Ответы по теме Уровни риска:
Изменение требований к ПВК (Постановление Правительства № 1092 от 16.06.2022)
Порядок применения в отношении клиента мер, направленных на ОД/ФТ с учетом группы риска, к которой отнесен клиент.
*характер мер по ПОД/ФТ, применяемый субъектами первичного финансового мониторинга, должен зависеть от степени (уровня) риска ОД/ФТ.
*высокие риски ОД/ФТ требуют применения усиленных мер по надлежащей проверке клиента, низкие – упрощенных. При этом применение упрощенных мер недопустимо при наличии подозрений на ОД/ФТ. ?А средние риски?
*субъекты первичного финансового мониторинга должны осуществлять мониторинг присвоенного клиенту уровня риска ОД/ФТ, подразумевающий на постоянной основе оценку факторов, на основании которых он был присвоен.
Меры, направленные на снижение риска ОД/ФТ (управления рисками ОД/ФТ):
а) усиленные меры по надлежащей проверке клиента:
  • запрос дополнительных сведений о клиенте, представители клиента, выгодоприобретатели, бенефициарном владельцы в рамках изучения клиента;
  • запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки);
  • запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с субъектом первичного финансового мониторинга, о целях финансово-хозяйственной деятельности, о финансовом положении, о деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества;
  • более частое обновление сведений о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе, бенефициарном владельце клиента соразмерно присвоенной клиенту степени (уровня) риска.
б) направление в РФМ сообщений о подозрительных операциях
в) отказ в совершении* операции и в приеме на обслуживание; * Ранее – выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
г) иные меры, разработанные субъектом первичного финансового мониторинга
например: 
  • отслеживание изменений регистрационных и иных юридически значимых сведений о клиенте, в том числе с использованием внешних баз данных и сервисов, доступных Обществу на законных основаниях,
  • принятие мер к прекращению договорных отношений с Клиентом, в случае наличия у Общества обоснованных подозрений в причастности Клиента к ОД/ФТ/ФРОМУ(по согласованию с Руководителем)
  • Решение о применении какой-либо из мер, направленных на снижение риска ОД/ФТ, принимается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно.
 При этом при принятии соответствующего решения должна обеспечиваться минимизации риска возможного вовлечения как субъекта первичного финансового мониторинга, так и его сотрудников в процессы ОД/ФТ;
Порядок оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях ОД/ФТ, включая разработку комплекса мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности,
например:
  • до начала предоставления клиентам новых продуктов (услуг) согласовать их основные параметры и порядок предоставления с СДЛ;
  • анализа порядка использования предоставления новых продуктов (услуг) проводится одновременно с оценкой риска, связанного с используемыми и планируемыми к использованию программно-техническими средствами;
  • наличие достаточных инструментов контроля – внутренний контроль, включающих программы и меры, применяемые Обществом в целях защиты от материализации риска ОД и ФТ и для обеспечения соответствия деятельности Общества требованиям законодательства РФ по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 

2.Обязаны ли лизинговые компании сообщать в Уполномоченный орган сведения по операциям  по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму, установленную ст. 6 п. 1.6 ФЗ 115 ФЗ? Как эта обязанность согласуется с требованиями ст. 6 п. 4 пп. 5?

согласно пп. 1 п. 4 ст. 6 ФЗ № 115 сведения по операциям по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму свыше 600 000 рублей направляют только кредитные организации.
В соответствии с п. 5 п. 4 ст. 6 ФЗ № 115 лизинговые компании направляет сведения в уполномоченный орган в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, и 2  статьи 6, а также в пункте 1 статьи 7.5  Федерального закона № 115.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ № 115 в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона. Критерии и признаки подозрительных операций предусмотрены приказом Росфинмониторинга № 103 от 08.05.2009

 

У Вас остались вопросы, или нужна помощь? Переходите в нужный раздел, заказывайте обратный звонок или заполните форму:

    Введите капчу:

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг. [recaptcha]