Вопрос-ответ от экспертов
- Нужно ли использовать в своих ПВК Основные понятия – расшифровки какие представлены в 115 законе(легализация, финансирование терроризма, клиент, бенефициар)
Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и других лиц, указанных в статье 2 настоящего федерального закона в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, является организация и осуществление внутреннего контроля, который заключается в реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Требований к правилам внутреннего контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.12 №667 правила внутреннего контроля должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку определения указанных в вопросе понятий приведены в статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ либо содержаться в других положениях настоящего закона и являются составной частью законодательства о ПОД/ФТ, то используемые в ПВК понятия, должны быть приведены в строгом соответствии с понятиями закрепленными в Федеральном законе № 115-ФЗ.
- Нужно ли начинать описывать программу в своих ПВК, со ссылки на конкретный закон (из практики: раньше Пробирка придиралась к этому, им было не достаточно перечислить в самом начале, из каких законов собраны ПВК, они хотели видеть их применение в контретных программах)
Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667. Указанные требования не содержат указания на необходимость начинать описание программы ПВК со ссылки на конкретный закон. Поэтому полагаем, что требование контролеров пробирной палаты в данном контексте являются избыточными.
- Нужно ли применять доверительного собственника и протектора в ПВК для ювелиров, если Да, то в каком разделе/месте/анкете
Понятия доверительный собственник и протектор установлены положениями Федерального закона № 115-ФЗ в целях осуществления процедур внутреннего контроля. Доверительный собственник это управляющий иностранной структурой без образования юридического лица, а протектор, это лицо, наделенное полномочиями по контролю за доверительным собственником. В этом смысле, если ювелир взаимодействует (принимает на обслуживание) с иностранной структурой без образования юридического лица, то применять эти понятия придется при проведении идентификации клиента.
- В соответствии со 115-ФЗ: “Идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем”.Что понимается под иными информационными системами?
Под «иными информационными системами» следует понимать любые информационные системы, доступные НФО на законных основаниях, которые НФО использует для установления каких – либо идентификационных сведений. Например, ЕСИА либо КЛАДР, либо например «банк данных арбитражного суда» для оценки деловой репутации, либо какие-либо коммерческие базы данных. В случае использования таких ИС, их следует указать в ПВК по ПОД/ФТ в программе идентификации.
- Возникает ли конфликт интересов, если инвестором выступает сотрудник оператора инвестиционной платформы или его близкий родственник?
На какие конфликты интересов необходимо обращать внимание оператору инвестиционной платформы?
Вопрос достаточно обширный. Стоит разобраться в понятии «конфликт интересов» исходя из законодательства в целом. Как такового правового понятия нет, но смысл становится понятен при изучении разных нормативных актов. Необходимо обратить внимание на Федеральный закон «О противодействие коррупции». Если коротко и обще – это ситуации, при которых сотрудник будет принимать решение исходя из собственной выгоды в ущерб интересам компании и/или клиентов.
Исходя из этого, оценить полномочия сотрудников на тех или иных должностях, уровни принятия решений, согласование тех или иных решений, организационную структуру и выявить потенциальные зоны в бизнес-процессах, смоделировать ситуации, при которых конфликт интересов у сотрудника может возникнуть и продумать, какими контрольными или организационными мерами этот риск можно снизить или устранить.
- До включения оператора инвестиционной платформы в реестр ЦБ на платформе обслуживаются клиенты, которые идентифицированы не в соответствии с требованиями 115-ФЗ.
В какие сроки необходимо провести идентификацию клиентов платформы в соответствии со 115-ФЗ после вступления в реестр операторов инвестиционных платформ и что в этом случае считать датой приема клиента на обслуживание?
Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ст. 2 Сфера применения настоящего Федерального закона
7) оператор инвестиционной платформы – хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Заключительные положения
1. Осуществление деятельности по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ после дня вступления в силу настоящего Федерального закона допускается лицами, сведения о которых включены в реестр операторов инвестиционных платформ.
2. Требования части 1 настоящей статьи не распространяются на организации, осуществляющие предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Указанные организации обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона и федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, до 1 июля 2021 года.
Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что организации, зарегистрированные начиная с 01.01.2020 приобретает свою правосубъектность как ОИП, включая отношения в сфере ПОД/ФТ, с момента включения в соответствующий реестр Банка России.
ОИП, действовавшие до 01.01.2020, становятся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ и иных федеральных законов, измененных Федеральным законом № 259-ФЗ, начиная с 01.01.2020 независимо от факта включения в реестр Банка России. При этом такие ОИП обязаны были привести свою деятельность в соответствие с указанными федеральными законами в срок до 01.07.2021 (в предыдущей редакции – до 01.07.2020).
Под деятельностью в рамках Федерального закона № 115-ФЗ подразумевается организация и осуществление внутреннего контроля, включая разработку и утверждение ПВК, проведение идентификации, обучение сотрудников и т.д. в соответствии с указанным федеральным законом и подзаконными нормативными актами в данном случае Банка России, в том числе Положениями № 444-П, № 445-П, Указанием № 3471-У.
В отношении клиентов, принятых на обслуживание до 01.07.2021, идентификацию в соответствие с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ и в порядке, предусмотренном своими ПВК, ОИП следовало завершить до 01.07.2021.
Логично было бы предусмотреть срок завершения идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ в отношении ранее принятых на обслуживание клиентов в самих ПВК или отдельным распорядительным документом (возможно, тем же приказом, которым ПВК вводились в действие). Это касается и остальных процедур внутреннего контроля в соответствии с программами ПВК – имело смысл установить период времени с даты ввода в действие ПВК и до 01.07.2021, в течение которого ОИП начинает их применять.
При этом датой приема клиентов на обслуживание следует считать фактическую дату заключения ОИП соответствующего договора с клиентом, независимо от даты завершения идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.
- До вступления в реестр ОИП ЦБ, был назначен Ответственный сотрудник по ПОД/ФТ. После назначения Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ, до вступления в реестр операторов инвестиционных платформ, в организации планируется смена генерального директора. Вправе ли Ответственный сотрудник по ПОД/ФТ провести целевой (внеплановый) инструктаж в соответствии с п.3 Указанием Банка России 3471-У от 05.12.2014 или необходимо, чтобы данный инструктаж проводила специализированная сторонняя организация?
Поскольку СДЛ в ОИП назначен, он обладает всеми полномочиями (правами и обязанностями) в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и подзаконными актами Банка России, а также ПВК и должностной инструкцией.
Указанием Банка России № 3471-У разрешено проводить обучение сотрудников в форме целевого (внепланового) инструктажа как силами самой организацией, так и (или) с привлечением сторонних организаций. При этом такой инструктаж проводится в соответствии с программой подготовки и обучения по ПОД/ФТ (п.п. 3.6, 3.7). Под «силами организации» может пониматься не только СДЛ как отдельный сотрудник, но и, например, отдельное подразделение, в функции которого входит проведение разного рода обучений сотрудников (собственный учебный центр). При этом формулировки приведенных норм Указания № 3471 У не исключают возможность проведения СДЛ целевого инструктажа кандидату на должность руководителя ОИП. Если при этом полномочия (или обязанность) по проведению целевых (внеплановых) инструктажей как в случаях, приведенных в п. 3.4, так и в случаях, приведенных в п. 3.3, будет закреплена в Программе обучения и должностной инструкции СДЛ, то вопросов быть не должно.
- Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника(Пунктом 19 Положения № 203)
Но если все обучения в Организации оформляются в журнале регистрации инструктажа – где все сотрудники кому необходимо проходить обучение- расписываются, что подтверждает их обучение. То, что прикладывать в личное дело, оформлять еще один отдельный листок с описанием про каждое обучение, на каждого сотрудника и прикладывать его в ЛД или же можно это уже не делать?
Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, не содержит обязательных требований об оформлении всех обучений в журнале регистрации инструктажа.
В соответствии с пунктом 19 Положения факт прохождения инструктажа должен подтверждаться документом, форма которого принята организацией.
- Ювелиры идут по умолчанию с повышенным риском в силу своей специфики (Деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий), но если повышенный риск то мы обязаны уделять таким клиентам повышенное внимание, соответственно обновление анкет не раз в год,а раз в пол года.
Вопрос: как нам сделать данных клиентов с низким риском, кроме того что ювелиры это ювелиры, мы не видим в них клиентов с повышенным риском, данные предоставляются, ничего подозрительного в них нет.
Обязанность проведения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, оценки рисков ОД/ФТ в отношении клиентов и учета ее в своей деятельности установлена положениями подпункта 1.1 пункта 1 и абзаца 5 пункта 2 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Помимо этого Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 установлена обязанность включения в правила внутреннего контроля программы оценки риска, в которой определяются процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации. Данная программа оценки риска должна предусматривать проведение оценки риска клиентов на основе информации, полученной в результате реализации программы изучения клиента, а также признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Субъекты первичного финансового мониторинга должны сами разрабатывать процедуры по управлению рисками ОД/ФТ. Данные процедуры могут включать, как порядок пересмотра присвоенного клиенту уровня риска ОД/ФТ, так и порядок мер направленных на снижение риска ОД/ФТ.
Решение о применении какой-либо из мер, направленных на снижение риска ОД/ФТ, принимается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно. При этом при принятии соответствующего решения должна обеспечиваться минимизации риска возможного вовлечения, как субъекта первичного финансового мониторинга, так и его сотрудников в процессы ОД/ФТ.
- Обращение в Банк России от НФО – организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
С 13 июля 2021 года на основании изменений, внесенных Федеральным законом № 233-ФЗ1 в Федеральный закон № 115-ФЗ2 , статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ дополнена понятием «доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица» и термином «протектор». Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливается, что организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана запрашивать сведения о протекторе и доверительном собственнике (управляющем) иностранной структуры без образования юридического лица в отношении иностранных структур без образования юридического лица. При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент обязан представлять организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора.
Правильно ли понимать, что данную информацию организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана запрашивать только у клиентов, являющихся иностранными структурами без образования юридического лица?
Ответ ДФМиВК Банка России от 18.08.21
Исходя из нормы абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ , а также из содержащихся в статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ понятий «доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица» и «протектор», обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливать сведения об указанных категориях лиц возникает только в случае приема на обслуживание клиентов, являющихся трастами и иными иностранными структурами без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией.
Установленная пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность клиента организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, сообщать свой статус доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора, возникает только в случае, когда клиент при обращении в указанную организацию действует в качестве такого лица.
- В целях надлежащего исполнения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” просим подтвердить, что обязательному контролю не подлежат операции по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества, если такая организация является автономным учреждением, государственным, муниципальным учреждением, бюджетным учреждением.
- Что для Компании, торгующей драгами, будет операцией, подлежащей обязательному контролю с НКО:
– поступление от НКО (например, оплата аренды, членских взносов, оплата продукции, например, кислород купли, займ нам дают)
– перечисление НКО (например, за медкомиссию наших работников поликлинике или больнице, за обучение, за участие в конференции)
– перечисление нами НКО пожертвований (например, на уставную деятельность, на благотворительность)?
Ответ на вопросы 10,11
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) клиент это физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Федеральный закон от 28.06.2021 № 230 «О внесении изменений в статью 6 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан российской федерации» предполагает, что операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
Согласно пункту 4 информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20.09.2021 № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма» такие операции подлежат обязательному контролю.
В этой связи организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо не позднее 30 дней с даты вступления в силу обновленных положений пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ привести в соответствие свои правила внутреннего контроля, а также скорректировать работу по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанной нормой.
У Вас остались вопросы, или нужна помощь? Переходите в нужный раздел, заказывайте обратный звонок или заполните форму: