Критерии отнесения юрлиц/ИП к группам риска совершения подозрительных операций.

Решение Совета Директоров Банка России о критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций

Совет директоров Банка России 24 июня 2022 года принял решение:

  1. В целях реализации полномочий, предоставленных Банку России частью четвертой статьи 91 Федерального закона от 10 июля 2002 года№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утвердить следующие критерии отнесения Банком России юридическихлиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций:
    1. Критерии в области оценки юридического лица (индивидуального предпринимателя), видов, характера и финансовых результатов его деятельности:
      • период времени, прошедший со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) / Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей(далее — ЕГРИП) сведений о создании юридического лица / приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;
      • период времени, прошедший с даты изменения наименования/фирменного наименования и (или) адреса юридическоголица, указанного в ЕГРЮЛ;
      • размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) юридического лица;
      • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
      • сведения о среднесписочной численности работников юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • наличие (отсутствие) сведений о:
        • деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) в открытых источниках информации (источниках открытого хранения и распространения информации);
        • осуществлении видов деятельности, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензированию;
        • расположении по адресу юридического лица других юридических лиц;
        • отсутствии по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица;
        • недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице;
        • решении суда о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, о приговоре суда, которым физическому лицу назначено наказание ввиде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
        • возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица, о проводимых в отношенииюридического лица процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве);
        • принятии судом решения о признании гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина;
        • нахождении юридического лица в стадии реорганизации или ликвидации;
        • заключенных государственных контрактах, муниципальных контрактах;
        • юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или реестре недобросовестных подрядных организаций;
        • ведении хозяйственной деятельности с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые Банком России отнесенык группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
        • неисполнении обязательств нерезидентами перед юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по импортным контрактам, (займам, предоставленным нерезидентам), снятым с учета в связи с их переводом на обслуживание в другую кредитную организацию;
      • соответствие осуществляемой деятельности видам экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
      • количество указанных в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) кодов видов экономической деятельности из разных групп Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
      • соответствие условий договоров, заключенных юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) с контрагентами, общепринятой рыночной практике;
      • соответствие объемов переводимых нерезидентам денежных средствпо условиям внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих импорт товаров (работ, услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности), объемам фактически импортируемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) товаров(работ, услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности);
      • предоставленные кредитными организациями юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) кредиты и их общий размер;
      • показатели бухгалтерского баланса, в том числе объемы нематериальных активов, основных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности;
      • показатели отчета о финансовых результатах, в том числе объемы выручки, чистой прибыли (убытка);
      • объем и структура уплаченных в бюджет Российской Федерациии (или) государственные внебюджетные фонды налогов, сборов ииных обязательных платежей (штрафы, пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов);
      • значение налоговой нагрузки (соотношение объема уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и иных обязательныхплатежей с объемами проведенных операций по счетам юридическоголица (индивидуального предпринимателя).
    2. Критерии в области оценки операций по счетамюридического лица (индивидуального предпринимателя) в кредитных организациях:
        количество банковских счетов (счетов по депозитам);

      • даты открытия и закрытия банковских счетов (счетов по депозитам);
      • динамика и период изменения объемов и количества операций по банковским счетам (счетам по депозитам);
      • количество банковских счетов, по которым отсутствуют операции;
      • объем, количество и основания операций по зачислению набанковские счета юридического лица (индивидуального предпринимателя) денежных средств от физических лиц, доля таких операций в общемобъеме всех зачислений на банковские счета юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем и количество операций по зачислению на банковскиесчета юридического лица (индивидуального предпринимателя) денежных средств по договорам эквайринга и инкассации, доля таких операций вобщем объеме всех зачислений на банковские счета юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем и количество переводов денежных средств между своими банковскими счетами, открытыми в одной или нескольких кредитных организациях, доля таких операций в общем объеме всех операцийпо банковским счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем и количество платежей, подтверждающих хозяйственную деятельность (заработная плата, хозяйственные расходы, связь, аренда и тому подобное);
      • объем и количество операций по зачислению денежных средствна банковские счета юридического лица (индивидуального предпринимателя) по основаниям, связанным с закрытием банковского счета;
      • объем и количество операций по выдаче и (или) перечислениюна другой счет остатка денежных средств на банковском счете юридического лица (индивидуального предпринимателя) по основаниям, связанным с закрытием банковских счетов;
      • соотношение объема денежных средств, поступивших на банковские счета с учетом налога на добавленную стоимость, и денежных средств, списанных с банковских счетов без учета налога на добавленную стоимость;
      • наличие (отсутствие) связи между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на банковские счета юридического лица (индивидуального предпринимателя) и основаниями их последующего списания;
      • объем, количество и основания совершения операций поперечислению денежных средств на банковские счета, с которых в последующем осуществляется их снятие в наличной форме, долятаких операций в общем объеме всех списаний с банковских счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем и количество операций по списанию с банковских счетов (счетов по депозитам) денежных средств на основании исполнительных документов о взыскании денежных средств, доля таких операций вобщем объеме всех списаний с банковских счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем, количество и основания совершения операций по перечислению денежных средств на банковские счета физических лиц, доля таких операций в общем объеме всех списаний с банковских счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем, количество и основания совершения операций по снятию с банковских счетов (счетов по депозитам) наличных денежных средств, доля таких операций в общем объеме всех списаний с банковских счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем, количество и основания совершения операций поперечислению денежных средств в пользу нерезидентов и (или) на счета других резидентов в иностранных банках (иных организациях финансового рынка), доля таких операций в общем объеме всех списанийс банковских счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • объем и количество совершаемых операций по перечислению денежных средств на свои счета в иностранных банках (иных организациях финансового рынка), доля таких операций в общем объеме всех списаний с банковских счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • наличие (отсутствие) по банковским счетам операций, имеющих транзитный характер (остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по банковским счетам);
      • объем, количество и виды сделок, в том числе на первичномили вторичном рынке, биржевые, внебиржевые, кассовые, срочные, с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами;
      • объем и количество операций по перечислению денежных средствна специальный банковский счет платежного агента, предусмотренный Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельностипо приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента), предусмотренный Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
      • объем и количество операций по расчетам с юридическимилицами (индивидуальными предпринимателями), которые Банком России отнесены к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, а также доля таких операций в общем объеме операций по банковским счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя);
      • соответствие указанных в платежных документах основанийопераций, проводимых по банковским счетам, кодам видов экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
      • наличие в деятельности юридического лица признаков связи с финансированием терроризма, в том числе совершение операций посбору, передаче, расходованию денежных средств, возможно направленных на поддержку террористической деятельности.
    3. Критерии в области оценки учредителей (участников), руководителей юридического лица, а также физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя:
      • состав учредителей (участников), структура и состав органов управления юридического лица;
      • информация о смене учредителя (участника) и (или) руководителя юридического лица;
      • наличие (отсутствие) сведений об учредителе (участнике), руководителе юридического лица, физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя, в реестре дисквалифицированных лиц;
      • наличие (отсутствие) сведений в отношении учредителя (участника), руководителя юридического лица, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, о том, что он является (являлся) учредителем (участником, руководителем):
        • другого юридического лица, информация о котором содержится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или реестре недобросовестных подрядных организаций;
        • нескольких юридических лиц;
        • другого юридического лица, который Банком России отнесен (был отнесен на момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении им деятельности (исключения из ЕГРЮЛ) к группе высокой степени(уровня) риска совершения подозрительных операций.
    4. Критерии в области оценки аффилированностиюридического лица (индивидуального предпринимателя) с иными юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), совершающими подозрительные операции:
      • аффилированность юридического лица (индивидуального предпринимателя) с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые Банком России отнесены к группе высокойстепени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
      • аффилированность учредителя (участника), руководителя юридического лица с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые Банком России отнесены к группе высокойстепени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
      • совпадение идентификатора устройства, с использованиемкоторого юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) осуществляется доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств,с идентификаторами устройств других юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), в том числе тех, которые Банком России отнесены кгруппе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
    5. Критерии в области результатов национальной оценки рисков и секторальной оценки рисков, проведенных в соответствиис Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
      • осуществление юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности, соответствующей группе высокогоили повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, определенных в результате национальной оценки рисков;
      • соответствие вида и характера деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, определенных в результате секторальной оценки рисков.
    6. Критерии в области информации, поступившей от государственных органов:
      • проведение в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также учредителя (участника), руководителя юридического лица проверочных мероприятий;
      • выявленные риски в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе содержащие информацию о признаках, свидетельствующих о возможных недостатках функционирования их системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части внутреннего контроля;
      • проведение в отношении учредителя (участника), руководителя юридического лица или физического лица, зарегистрированного вкачестве индивидуального предпринимателя, оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий;
      • наличие сведений о возможном участии юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в противоправной деятельности;
      • наличие сведений о завышении (занижении) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, относительно их рыночной стоимости;
      • наличие сведений о несоответствии сведений, заявленных в декларациях юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на товары и направляемых ФТС России в уполномоченные банки, сведениям из деклараций на товары, включенным в ведомость банковского контроляна основании информации участников внешнеэкономической деятельности;
      • сведения, содержащиеся в декларациях на товары.

Настоящие критерии могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности. При этом критерии, непосредственно не характеризующие подозрительные операции, не являются самостоятельными основаниями для отнесения Банком России юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.