Новости

Ответы на вопросы исполнения требований 115-ФЗ для риэлторов и агентств недвижимости

 

Информационное письмо от 12 мая 2021 года №62 “О разъяснении отдельных вопросов применения норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Настоящие разъяснения подготовлены по результатам анализа наиболее часто задаваемых вопросов организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о применении отдельных положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). (далее…)

01.04.2021 вступило в законную силу Указание Банка России от 03.08.2020 № 5523-У

 

Отчет актуален  для МФК и для МКК, которые поручают проведение идентификации КО в соответствии с п. 1.5-2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и у которых, следовательно, возникает обязанность информировать об этом Банк России в соответствии с п. 1.10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Всем остальным, кто проводит самостоятельно, отправлять отчетность (пустую) не нужно. Отчет направляется через личный кабинет.

01.04.2021 вступило в законную силу Указание Банка России от 03.08.2020 № 5523-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний, порядке и сроках представления микрофинансовыми компаниями в Банк России аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядке и сроках раскрытия микрофинансовыми компаниями бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Указание № 5523-У). (далее…)

Банк России разъяснил порядок исполнения обязанности по документальному фиксированию операций в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ

 

На сайте Банка России 29.03.2021 размещен ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля на вопрос управляющей компании паевого инвестиционного фонда, касающийся документального фиксирования операций, подлежащих обязательному контролю. Вопрос возник в связи с внесением Федеральным законом № 208-ФЗ изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ, в результате которых перечень операций, подлежащих обязательному контролю, стал дифференцированным для субъектов, указанных в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и соотносимым с видами осуществляемой ими деятельности.

Вопрос

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ за каждым субъектом, указанным в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, закреплен исчерпывающий перечень операций обязательного контроля, по которым необходимо направлять информацию в уполномоченный орган (Росфинмониторинг). В частности, пп. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что управляющие компании паевых инвестиционных фондов представляют в уполномоченный орган сведения о совершаемых их клиентами операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, указанных в пп. 2 и абзаце десятом пп. 4 п. 1, пп.пп. 1.2, 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Правильно ли мы понимаем, что управляющая компания паевого инвестиционного фонда не обязана документально фиксировать информацию (составлять внутренние сообщения) в отношении иных операций, совершаемых ее клиентами и подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, кроме тех, которые указаны в пп. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ?

(далее…)

Новые требования к отчётности для субъектов ст.7.1: адвокатов, нотариусов, аудиторов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

 

Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 “Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представляют информацию о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг.

Указанная информация представляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции, в электронной форме путем использования личного кабинета или посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Установлены требования к содержанию такого электронного сообщения.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 N 82, регулирующее аналогичные правоотношения.

О порядке осуществления Росфинмониторингом государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2021 году

 

21.05.2020 Федеральной службой по финансовому мониторингу в личных кабинетах поднадзорных субъектов и на официальном сайте Росфинмониторинга было размещено Информационное сообщение «О порядке осуществления государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2020 году», в котором сообщалось об отмене проверочных мероприятий и снижении общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности до конца 2020 года в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Указанные ограничения в 2021 году отменены, и Росфинмониторинг осуществляет государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в обычном режиме.

При этом, обращаем особое внимание на то, что установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 19691 мораторий на проверки в 2021 году организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не распространяется на планирование и проведение проверок Росфинмониторингом на основании следующего.

Росфинмониторинг не относится к категории федеральных органов исполнительной власти, организующих и проводящих проверки в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ2 (подпункт 15 пункта 3 статьи 1).

В этой связи ограничения и требования в части организации и проведения проверок, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом и подзаконными актами, принятыми в его развитие в указанной части, на Росфинмониторинг также не распространяются.

Учитывая изложенное, порядок планирования проверок, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 4893, а, следовательно, и изменения, вносимые в указанные нормативные правовые акты постановлением Правительства Российской Федерации № 1969, не распространяются на проверочную деятельность Росфинмониторинга.

Таким образом, в 2021 году Росфинмониторингом будут осуществляться проверки всех категорий поднадзорных организаций и индивидуальных предпринимателей.

В текущем году Росфинмониторинг также продолжит целенаправленную работу по повышению законопослушности поднадзорных субъектов с учетом результатов оценки рисков, связанных с соблюдением обязательных требований. Кроме того, будет анализироваться возможность вовлечения в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в первую очередь с точки зрения соблюдения обязанности по направлению сведений о подозрительных операциях. Длительное непринятие мер по устранению фактов и причин несоблюдения обязательных требований будет в приоритетном порядке учитываться при планировании проверок и назначении мер административной ответственности в случаях выявления нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Дополнительно обращаем внимание, что в связи со вступлением в силу с 10 января 2021 года изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятых Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ4, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо привести в соответствие с действующим законодательством правила внутреннего контроля, а также, при необходимости, систему внутреннего контроля.


1 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

3 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

4 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в целях совершенствования обязательного контроля»

Источник

Свод вопросов операторов инвестиционных платформ (ОИП) сформированных по итогам видеоконференции 11.03.2021 (по состоянию на 16.03.2021)

 

Вопрос

В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 (ред. от 09.01.2014) ОИП не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления следующих операций, входящих в Перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях:

  • 19 Признаки необычных сделок при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  • 1990 Совершение операций с ценными бумагами, необеспеченными активами своих эмитентов, а также векселями, выданными юридическими лицами, имеющими минимальный уставный капитал, при условии, что период деятельности таких лиц менее одного года с даты государственной регистрации.

В связи с этим возникает вопрос – если АО будет иметь уставный капитал выше минимального, но дата государственной регистрации общества менее года, имеем право не относить операцию к необычному характеру сделки?

Ответ

Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ предусмотрены ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Так, согласно п. 3 указанной статьи в случае, если у работников организации на основании реализации правил внутреннего контроля (ПВК) возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях ОД/ФТ (далее – подозрительная операция), эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

Обязанность разработать ПВК предусмотрена п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которой ПВК разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом для кредитных и некредитных финансовых организаций (НФО), к которым в том числе относятся ОИП.

Такие требования к ПВК НФО утверждены Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П (далее – Положение № 445-П). Приложение 3 к Положению № 445-П содержит перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки. При этом организация вправе дополнить указанный перечень дополнительными самостоятельно разработанными критериями (п. 5.2. Положения № 445-П). Данный перечень аналогичен тому, что содержится в Приказе Росфинмониторинга № 103.

Согласно п. 5.5. Положения № 445-П решение о квалификации (неквалификации) выявленной необычной операции клиента в качестве подозрительной операции НФО принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов о клиенте и (или) его деятельности (операциях), а также о его представителе и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (при их наличии).

Таким образом, само по себе формальное совпадение обстоятельств или условий операции (сделки) критерию (одному или нескольким) необычной операции не влечет для НФО обязанности автоматически признать ее подозрительной и направить соответствующее сообщение в уполномоченный орган. Решение о признании той или иной операции (сделки) клиента подозрительной принимается НФО самостоятельно в соответствии с процедурой, предусмотренной программой выявления операций ПВК, на основании всей имеющейся в ее распоряжении информации. Разработанные Банком России критерии необычных операций используются НФО при анализе операции (сделки) клиента, но не являются при этом единственным основанием для возникновения у НФО подозрений в том, что такие операции осуществляются в целях ОД/ФТ.

Касательно описанной в вопросе ситуации следует обратить внимание на следующее. Код «19» является кодом группы признаков необычных сделок клиента при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а «1990» – это код конкретного признака, наличие которого в условиях совершения конкретной операции (сделки) клиента может вызвать у организации подозрение в том, что она совершается в целях ОД/ФТ. Вместе с тем, описанная в вопросе ситуация, а именно наличие у зарегистрированного менее года назад акционерного общества уставного капитала выше минимального, не соответствует критерию необычной операции по коду 1990 либо вопрос поставлен некорректно. Так, коду 1990 будут соответствовать, например, совершаемые клиентом ОИП:

  • операции с векселями, выданными юридическим лицом, период деятельности которого не превышает один год и которое имеет минимальный уставный капитал;
  • сделки с необеспеченными облигациями.

Вопрос

В соответствии со ст.3 115-ФЗ «клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом».

В связи с этим возникает вопрос – кто (заемщик, инвестор, агент) и в какой момент (завершение процедуры идентификации, присоединения к правилам инвестиционной платформы, присоединения к условиям договора на оказание услуг или в какой-то иной момент) становится клиентом оператора инвестиционной платформы?

Ответ

Согласно используемым в Федеральном законе от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) понятиям ОИП – это организация, осуществляющая деятельность по организации привлечения инвестиций, под которой в свою очередь понимается оказание двух категорий услуг: по содействию в инвестировании и по привлечению инвестиций. Логично предположить, что лица, которым ОИП оказывает названные услуги, являются его клиентами.

Поскольку оказывать лицу соответствующий вид услуг организация имеет возможность только после юридического оформления отношений с ним – подписания договора, присоединения к правилам оказания услуг и т.п., соответственно статус клиента приобретается лицом именно в данный момент. Факт прохождения лицом идентификации не влияет на приобретение им статуса клиента.


Вопрос

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.7 115-ФЗ Платформа обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Будет ли считаться неисполнением данного пункта одновременное предоставление клиентом сведений/документов в рамках проведения процедуры идентификации (до ее завершения) и заявки на займ (по которой заемщик получает предварительное предложение от платформы, на основании этого позже формируется инвестиционное предложение заемщика (оферта) на займ, которое направляется инвестору).

Ответ

Согласно п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона № 259-ФЗ деятельность по организации привлечения инвестиций осуществляется на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, которые являются договорами присоединения и условия которых определяются ОИП в правилах инвестиционной платформы.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 259-ФЗ в правилах инвестиционной платформы должны содержаться в том числе порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров.

При ответе на данный вопрос следует исходить из того, что идентификация лица должна быть проведена ОИП до приема его на обслуживание, то есть до заключения с таким лицом соответствующего договора, в рассматриваемом случае до присоединения к правилам инвестиционной платформы. В целях исключения правовых рисков правилами инвестиционной платформы в порядке присоединения к договору следует предусмотреть завершение процедуры идентификации лица в качестве обязательного условия для присоединения к договору об оказании соответствующего вида услуг.


Вопрос

Просим дать пояснения по форме информирования Банка России о поручении оператором идентификации кредитной организации (требуется ли это)?

Ответ

Обязанность по информированию Банка России о лицах, которым поручено проведение идентификации, установлена п. 1.10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Порядок такого информирования устанавливает Банк России. В частности, для ОИП он установлен Указанием Банка России от 29.01.2020 № 5395-У «О порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов операторами инвестиционных платформ, форме отчетов операторов инвестиционных платформ и составе включаемых в них сведений», приложение 9 которого содержит форму и порядок предоставления Отчета о лицах, которым оператором инвестиционной платформы поручено проведение идентификации, по состоянию на отчетную дату.


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – имеются ли критерии необычных операций для клиентов оператора инвестиционной платформы?

Ответ

Приложение 3 к Положению № 445-П содержит перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, которым НФО, в том числе ОИП, следует руководствоваться в целях выявления подозрительных операций (сделок) клиентов. Данный перечень включает в себя как общие группы признаков, характерные для клиентов всех типов НФО (коды групп признаков 11-22), так и группы признаков, характерные для клиентов отдельных видов НФО. Поскольку на данный момент Банком России не разработаны признаки необычных операций, характерные для клиентов ОИП, при разработке ПВК и реализации на практике программы выявления операций ОИП следует использовать признаки, входящие в общие для всех НФО группы (коды 11-22). Кроме того, НФО вправе дополнить перечень, содержащийся в Приложении 3, дополнительными самостоятельно разработанными критериями и признаками и включить их в свои ПВК (п. 5.2. Положения № 445-П).


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – может ли банк, которому оператор поручил идентификацию, поручить ее проведение третьему лицу?

Ответ

Нет, не может.


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – необходимо ли открыть личный кабинет в Росфинмониторинг до подачи документов для включения в реестр ЦБ?

Ответ

Порядок ведения Банком России реестра ОИП установлен Указанием Банка России от 04.12.2019 № 5342-У. Пунктами 3, 4 Указания предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо подать заявителю в Банк России для включения сведений о нем в реестр ОИП. Данным перечнем не предусмотрены документы, свидетельствующие об открытии личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. Следовательно, включение в реестр ОИП не обусловлено открытием личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Кроме того, согласно п. 2 Порядка доступа к личному кабинету и его использования, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 20.07.2020 № 175, для получения доступа к личному кабинету необходимо сформировать заявление посредством заполнения соответствующей специализированной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга. Данная форма помимо прочего имеет графу «вид организации», в которой из закрытого перечня необходимо выбрать вид, соответствующей заявителю. Поскольку, исходя из определения, закрепленного Федеральным законом № 259-ФЗ, организатором инвестиционной платформы хозяйственное общество признается только после включения сведений о нем в реестр Банка России (ст. 2), то формально указать в заявлении на открытие личного кабинета «вид организации – ОИП», заявитель может только после включения сведений о нем в реестр Банка России.

Таким образом, включение в реестр ОИП и открытие личного кабинета на сайте Росфинмониторинга являются независимыми друг от друга процессами, произвести которые, однако, следует последовательно. При этом стоит учесть, что доступ к личному кабинету ОИП должен получить до приема на обслуживание первого клиента, чтобы иметь возможность провести его идентификацию в части выявления фигурантов Перечней.


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – требуется ли генеральному директору оператора инвестиционной платформы проходить обязательный инструктаж в целях ПОД ФТ до подачи в реестр операторов?

Ответ

Порядок ведения Банком России реестра ОИП установлен Указанием Банка России от 04.12.2019 № 5342-У. Пунктами 3, 4 Указания предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо подать заявителю в Банк России для включения сведений о нем в реестр ОИП. Данным перечнем не предусмотрены документы, свидетельствующие о прохождении единоличным исполнительным органом заявителя обязательного инструктажа в целях ПОД/ФТ. Формой анкеты физического лица, которую необходимо заполнять в том числе в отношении руководителя заявителя, не предусмотрены графы для отражения сведений о прохождении им обучения в целях ПОД/ФТ. Следовательно, включение в реестр ОИП не обусловлено прохождением директором указанного обучения.

Вместе с тем, согласно четвертому абзацу п. 3.3 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» руководитель НФО должен пройти целевой инструктаж до назначения на соответствующую должность. Учитывая, что юридическое лицо приобретает статус ОИП только после включения сведений о нем в реестр Банка России, непрохождение руководителем хозяйственного общества на момент подачи в Банк России заявления о включении сведений о нем в реестр ОИП не будет являться нарушением требований Указания № 3471-У, поскольку формально такое общество еще не является НФО.

В целях исключения правовых рисков руководителю юридического лица после подачи в Банк России заявления о включении сведений о нем в реестр ОИП в течение одного месяца (срок, установленный ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 259-ФЗ для принятия Банком России решения о включении заявителя в реестр ОИП) следует пройти целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ.


Вопрос

Когда (в какой момент) инвестор и/или заемщик перестают быть клиентом ОИП (как согласно 115-ФЗ, так и 259-ФЗ от 02.08.2019)?

Ответ

С момента прекращения отношений с ним, то есть с момента, когда будут прекращены взаимные обязательства из договора между ОИП и клиентом. В целях исключения правовых рисков и однозначного определения даты прекращения отношений с клиентом, имеет смысл в правилах инвестиционной платформы ОИП прописать порядок расторжения договора присоединения (условия, при которых такой договор считается расторгнутым).