Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 № 219

 

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ о применении Приказа №219 РФМ:

15 ноября 2021 года вступает в силу Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219 “Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению”.

На основании данного документа изменятся формы для подготовки отчетности в Росфинмониторинг для неНФО (операторы по приему платежей, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, организации, работающие с ДМДК и т.д.).
В целях предотвращения возможных технических сбоев при предоставлении “квартальных” ФЭС из-за обновления программных средств работы личного кабинета, рекомендуется загрузить отчеты до 15.11.21

Росфинмониторингом опубликован Приказ № 219 от 07.10.2021. Ознакомиться с полным текстом приказа можно по ссылке:

Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 № 219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110, и рекомендаций по их заполнению»

С 1 октября 2021 года в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ изменяется порядок представления сведений об операциях НКО

 

Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 октября 2021 года

«О порядке представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, контроль и надзор за которыми осуществляет Банк России) сведений об операциях по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части представления информации о подлежащих обязательному контролю операциях с некоммерческими организациями»

Федеральным законом от 28.06.2021 № 230-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю.  С 1 октября 2021 года в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного и общего образования, товариществом собственников недвижимости, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной торгово-промышленной палатой.

ПОДРОБНЕЕ….

Информационное письмо Росфинмониторинга от 22 сентября 2021 г. № 64

 

О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”  за исключением поднадзорных Банку России.

Разъясняются ответы на вопросы:

Посмотреть рекомендации Росфинмониторинга можно ЗДЕСЬ

1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?
2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию? 
3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?
4. Установление сведений о лицензиях на право осуществления деятельности должно проводиться в отношении всех заявленных видов деятельности или только в отношении основного вида деятельности?
5. Если у юридического лица заявлен в ЕГРЮЛ вид деятельности, который предполагает получение лицензии, но в настоящее время юридическое лицо его не осуществляет, есть ли обязанность отказать в приеме на обслуживание такого лица или проведении операции, не связанной с этой деятельностью?
6. Если у юридического лица истекает либо истек срок действия лицензии, какие меры необходимо предпринять? 
7. Какие сведения об имеющихся лицензиях необходимо установить?
8. Каким образом устанавливается в отношении юридического лица «доменное имя, указатель страницы в сети «Интернет»? Вправе ли организация полагаться на представленную юридическим лицом информацию?
9. Каким образом необходимо проводить проверку «доменного имени, указателя страницы в сети «Интернет»?
10. Какой порядок действий в случае, если в период обслуживания юридического лица, его сайт был включен в перечень запрещённых сайтов?

 

Ответы Росфинмониторинга на важные вопросы в сфере продажи ДМ и ДК.

 

Ответы Росфинмониторинга на важные вопросы применения законодательства в сфере продажи ДМ и ДК.

Информационное письмо от 20 сентября 2021 г. № 63 О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Всего 30 актуальных вопросов касающихся продажи ДМ ДК, некоторые из них:

1. Какие организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
2. Должна ли организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, встать на учет в Росфинмониторинг?
3. Необходимо ли организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, регистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга?
4. О каких операциях, подлежащих обязательному контролю, обязаны информировать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?
5. Какая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона
№ 115-ФЗ: с денежными средствами или с имуществом?

Посмотреть все вопросы с развернутыми ответами можно ЗДЕСЬ

С даты издания настоящего Информационного письма информационное письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» не применяется.

Об управлении риском функциональных сбоев

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ разослал субъектам 115-ФЗ, а именно операторам инвестиционных платформ, операторам информационных систем, операторам обмена цифровых финансовых активов, операторам финансовых платформ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 3 сентября 2021 г. N ИН-015-34/68

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СБОЕВ

 

Банк России рекомендует операторам инвестиционных платформ, операторам финансовых платформ, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторам обмена цифровых финансовых активов (далее совместно – операторы платформенных сервисов) разработать и утвердить внутренний документ, регламентирующий действия оператора платформенного сервиса в случае нештатного функционирования или прекращения функционирования программно-аппаратных средств, обеспечивающих повседневное функционирование критически важных процессов оператора платформенного сервиса (далее соответственно – функциональный сбой, программно-аппаратные средства).

В качестве критически важных процессов для целей настоящего информационного письма понимаются процессы оператора платформенного сервиса, приостановление которых влечет нарушение повседневного осуществления деятельности оператора платформенного сервиса, его контрагентов (включая клиентов) в том числе создает угрозу полной утраты жизнеспособности таких процессов.

При этом Банк России рекомендует операторам платформенных сервисов включить в указанный внутренний документ следующие положения.

1. Перечень критически важных процессов оператора платформенного сервиса с учетом характера и масштаба деятельности оператора платформенного сервиса.

2. Указание на то, что максимально допустимое время нештатного функционирования или прекращения функционирования критически важных процессов оператора платформенного сервиса не должно превышать 24 часов.

3. Перечень программно-аппаратных средств оператора платформенного сервиса.

4. Положения, устанавливающие порядок самостоятельной категоризации функциональных сбоев оператором платформенного сервиса, порядок реагирования оператора платформенного сервиса на произошедший функциональный сбой с учетом его категории, в том числе приоритизацию действий лиц, ответственных за функционирование программно-аппаратных средств (включая лиц, привлеченных на основании гражданско-правовых договоров) при возникновении функциональных сбоев различных категорий, а также порядок восстановления оператором платформенного сервиса информации, содержащейся в программно-аппаратных средствах, в случае ее утраты в результате функционального сбоя.

5. Порядок реализации мер, направленных на снижение вероятности возникновения функциональных сбоев с учетом определенных оператором платформенных сервисов категорий возможных функциональных сбоев, в том числе порядок тестирования и обновления программно-аппаратных средств. К числу таких мер могут быть отнесены тестирование программно-аппаратных средств до начала их использования для обеспечения функционирования критически важных процессов, в том числе в случае установки плановых и экстренных обновлений программного обеспечения, в целях выявления рисков возникновения функциональных сбоев, определение максимальной производительности программно-аппаратных средств, оценка роста нагрузки на программно-аппаратные средства с учетом возможного увеличения масштабов деятельности оператора платформенных сервисов.

6. Порядок самостоятельной оценки (мониторинга) работоспособности программно-аппаратных средств. В случае, если информационная система оператора платформенного сервиса организована на основе распределенного реестра, Банк России рекомендует при разработке указанного порядка учитывать технологические особенности такой информационной системы.

7. Порядок ведения учета возникающих функциональных сбоев, в том числе с учетом их категории и фактического времени нештатного функционирования или прекращения функционирования критически важных процессов.

Кроме того, в целях обеспечения надлежащего уровня информированности контрагентов (включая клиентов) оператора платформенного сервиса о функциональном сбое и об ожидаемом времени восстановления функционирования критически важных процессов, Банк России рекомендует операторам платформенных сервисов организовать и поддерживать функционирование канала связи, предназначенного для взаимодействия с клиентами в случае функционального сбоя.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

 

Заместитель Председателя Банка России
В.В.ЧИСТЮХИН

Отказ от проведения операции, расторжение договора банковского счета по ПОД/ФТ

 

ВНИМАНИЮ ЛИЦ, КОТОРЫМ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ БЫЛО ОТКАЗАНО В ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ, ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО СЧЕТА (ВКЛАДА) И (ИЛИ) НИМИ РАСТОРГНУТ ДОГОВОР БАНКОВСКОГО СЧЕТА (ВКЛАДА) В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПУНКТОВ 5.2 И 11 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.08.2001 № 115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

На основании пунктов 5.2 и 11 статьи 7 Федерального законаот 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) финансовые организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, вправе принять в отношении клиента решения об отказе от проведения операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо расторгнуть договор банковского счета (вклада) (далее – решения об отказе или расторжении) при наличии подозрений, что клиент осуществляет операции в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом в случае принятия такого решения финансовые организации обязаны руководствуясь пунктом 13.1-1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ проинформировать своего клиента о дате отказа или расторжения и причинах в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе или расторжении.

Обращаем внимание, что Росфинмониторинг не представляет клиентам финансовых организаций сведения о принятых в отношении них решениях об отказе или расторжении.

В этой связи, в целях получения обозначенных сведений необходимо обращаться в обслуживающие финансовые организации.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с Информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу 30 июля 2018 г. № 55 «О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 470-ФЗ) в части функционирования механизма «реабилитации» клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании» и Методическими рекомендациями для предпринимателя 2.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету?», размещенными на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, в которых даны разъяснения о возможных действиях для предотвращения применения кредитными организациями мер по отказу.