Вопрос- ответ для НФО

Ответы на часто задаваемые вопросы по финансовым платформам (требования 115-ФЗ для НФО)

Общие вопросы Для НФО

  1. Если лицо регистрируется на платформе с целью получить информационные услуги, не будет проводить операции, допускается ли в этом случае проведение упрощенной идентификации  с использованием только ЕСИА?

Из контекста вопроса не понятно, что означает «лицо регистрируется на платформе с целью получить информационные услуги». Равносильна ли регистрация на платформе присоединению к договору об оказании услуг ОФП? Как определяется цель на этапе регистрации?

Исходя из норм Федерального закона № 211-ФЗ клиентом Оператора финансовой платформы является потребитель финансовых услуг, под которым в свою очередь понимается физическое лицо, присоединившееся к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы в целях совершения финансовых сделок с финансовыми организациями и эмитентами.

Если регистрация на платформе не предполагает присоединения к договору, то идентифицировать в принципе не нужно (ни упрощенно, ни в полной мере).

Если регистрация означает присоединение, то нужно исходить из специфики такого договора.

По сути это договор присоединения к правилам ОФП, которые в том числе содержат виды финансовых сделок, совершение которых осуществляется в соответствии с правилами финансовой платформы. Можно ли в договоре указать, что клиент не будет совершать сделок либо будет совершать какие-то конкретные сделки, или он присоединяется к ним в целом?

Если клиент на стадии заключения договора выбирает только доступ к информации или те сделки, по которым в соответствии со 115-ФЗ идентификация не требуется, то проводить ее не нужно. Если же клиент присоединяется к правилам ОФП в целом, при этом такие правила предусматривают в том числе возможность заключения сделок, при проведении которых идентификация необходима, то ОФП следует провести идентификацию (полную или упрощенную в зависимости от вида сделок и требований 115-ФЗ).

Случаи непроведения идентификации установлены пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 -1.4-6 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В том числе, согласно п. 1.4-5. указанной статьи идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента – физического лица не проводятся оператором финансовой платформы при заключении с ним договора об оказании услуг оператора финансовой платформы в целях совершения сделок, не требующих идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При совершении с использованием финансовой платформы операций и сделок, требующих идентификации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, оператор финансовой платформы до совершения таких операции или сделки обязан провести идентификацию клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо упрощенную идентификацию клиента – физического лица в соответствии с Федеральным законом.

 

Упрощенную идентификацию можно проводить любым способом, указанным в п. 1.12 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

 

  1. Как трактуется “при заключении с оператором финансовой платформы договора об оказании услуг оператора финансовой платформы …….в целях совершения с использованием финансовой платформы сделок для которых настоящим Федеральным законом предусмотрена упрощенная идентификация“? О каких сделках идет речь?

 

В п. 1.11 ст. 7 с учетом ограничений, установленных п.п. 1.4.6, 1.12.1-1.12.3, перечислены случаи, в которых может проводиться упрощенная идентификация, а именно:

  • при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента – физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту – физическому лицу электронного средства платежа,
  • при осуществлении и получении почтового перевода денежных средств на сумму, не превышающую 15 000 рублей,
  • при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей,
  • при приеме интерактивной ставки и выплате выигрыша физическому лицу, от которого принята интерактивная ставка, на сумму, не превышающую максимальную сумму, установленную для остатков электронных денежных средств в соответствии с частью 5.1 статьи 10 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»,
  • при заключении договора потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 настоящей статьи,
  • при заключении договора страхования с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-2 настоящей статьи,
  • при выплате, передаче или предоставлении участнику лотереи выигрыша по договору об участии в лотерее с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-3 настоящей статьи,
  • при заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами,
  • при заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, договора об инвестиционном консультировании,
  • при открытии лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг,
  • при ведении лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг в случае, установленном пунктом 1.4-6 настоящей статьи,
  • депозитарного договора,
  • при внесении регистратором записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги в реестре их владельцев по основаниям, вытекающим из сделок, совершенных с использованием финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»,
  • при заключении с оператором финансовой платформы договора об оказании услуг оператора финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» в целях совершения с использованием финансовой платформы сделок, для которых настоящим Федеральным законом предусмотрена упрощенная идентификация,
  • при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, предусматривающих инвестирование с использованием инвестиционной платформы на сумму, не превышающую 100 000 рублей, при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

 

Таким образом, если при заключении физическим лицом с ОФП договора об оказании услуг в целях заключения сделок, перечисленных в п. 1.11 ст. 7 (если правилами ОФП предусмотрены данные виды сделок), такое физическое лицо может быть идентифицировано в упрощенном порядке.

  1. В случае если некредитная финансовая организация (далее – НФО) располагает информацией, что ее клиент совершил операцию с денежными средствами, в рамках сделки с недвижимостью, и сумма такой операции составила 5 миллионов рублей или более (например, при выдаче микрофинансовой организацией клиенту целевого займа на покупку недвижимости, либо при заключении страховой компанией договора страхования недвижимого имущества), возникает ли у НФО обязанность информировать о такой операции Росфинмониторинг?

Нет, обязанности по направлению сведений в Росфинмониторинг о такой операции, как о подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», у НФО в данном случае не возникает.

  1. Может ли функции специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ, исполнять сам руководитель НФО?

Может, но при наличии двух условий: НФО должна относиться к НФО, перечисленным в пункте 1 приложения 1 к Положению Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Руководитель НФО должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Остались вопросы? Заполните форму или позвоните нам!