Новые форматы ФЭС по приказу № 219 и другие изменения

В ноябре 2021 года вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 22.07.2021 № 219, в котором прописаны новые форматы ФЭС. Однако регулятор еще не закончил процесс по внедрению обновленных форм отчетности. Поэтому направлять их нужно как прежде. Когда переход на новый формат завершится, появится уведомление на сайте Росфинмониторинга. Точная дата еще неизвестна. Пока есть время разобраться в изменениях. Главные описали в статье.

Новые форматы ФЭС по приказу № 219 Росфинмониторинга

Сведения о месте приема или выдачи наличных

По приказу № 261 регулятор рекомендовал направлять такие сведения, но в поле дополнительной информации. В новом приказе Росфинмониторинг выделил эту информацию в отдельные показатели, которые нужно обязательно предоставить при операциях с наличными. Это номер кассы и адрес ее местонахождения.

Обучение-практикум 10 декабря 

Допустим, в вашем ювелирном магазине продали кольцо на 700 000 руб., клиент расплатился наличными. В этом случае при отправке ФЭС по обязательному контролю укажите регистрационный номер онлайн-кассы и адрес магазина, по которому она зарегистрирована.

Другие изменения

  • Если в паспорте клиента или другом документе, удостоверяющем личность, не указано место рождения, нужно будет прописать это в поле ФЭС.
  • Адрес регистрации юрлица необходимо будет заполнять только по юрлицам-нерезидентам. Такое же правило действует и у ломбардов.
  • В блоке идентификационных данных по сторонам сделки больше не нужно будет указывать IP-адрес.
  • Добавили номер реестровой записи ФИАС. Если заполните его, другие показатели адреса не вписывайте. Чем меньше информации вносится вручную, тем меньше вероятность ошибок.

Нововведения из Письма Росфинмониторинга № 63

В сентябре 2021 года вступило в силу Письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63. Это не фундаментально новый документ, а обновленное письмо от 10.02.2016 № 50 для специалистов ювелирной отрасли. Регулятор дополнил его ответами на вопросы о требованиях законодательства и снял некоторые обязанности ювелирного сектора. Рассмотрим их по пунктам.

Подробнее и ответы на часто задаваемые вопросы по Письму Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63

Появилась возможность отправлять ФЭС только по денежным средствам

У ювелирного сектора появилось право не предоставлять в Росфинмониторинг ФЭС об операциях с имуществом. Для этого организациям нужно выполнить два условия:

  • зарегистрироваться в ГИИС ДМДК;
  • вовремя вносить в систему информацию о реализации и поступлении драгоценных металлов.

Об этом говорится в п. 5 письма. То есть регулятор почти в два раза снизил нагрузку на ювелиров. Однако мы не советуем сразу же отказываться от отправки ФЭС по операциям с имуществом. ГИИС — довольно новая система, при работе с которой могут появиться проблемы. А если допустить ошибку в ГИИС, то регулятор зафиксирует сразу два нарушения: и по учету драгметаллов, и по направлению информации в Росфинмониторинг.

Закрепили существующие понятия и объяснили новые

Росфинмониторинг зафиксировал понятия «клиент», «обслуживание», «скупщик» и «сдатчик».

Скупщик — организация (ИП), осуществляющая скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Сдатчик — клиент скупщика.

Информацию по обязательному контролю направляет тот, кто оказывает услугу клиенту. Значит, ФЭС отправляет скупщик. В письме регулятор прописал, как корректно указывать роли в сообщении (п. 12 письма).

Код роли участника операции (сделки) 99-иное
Текстовое поле Скупщик/Сдатчик

Отправка ФЭС по операциям, которые подлежат обязательному контролю и относятся к подозрительным

Допустим, к вам в ювелирный магазин три дня подряд приходит клиент — физическое лицо и покупает однотипные серьги за 800 000 руб. Вы уже выявили этого человека, проанализировали операции, поняли, что они подозрительные. Возникает ситуация, что последняя операция на 800 000 одновременно является и подлежащей обязательному контролю, и подозрительной. В этом случае Росфинмониторинг предлагает формировать ФЭС по подозрительной операции, а код обязательного контроля указать в поле «Дополнительный код вида операции этого сообщения» (п. 13 письма).

ФЭС о подозрительной операции

Код вида операции (сделки) 6001
Дополнительный код вида операции (сделки) Код обязательного контроля (например, 5005)
Код признака необычной операции (сделки) Код подозрительной операции (например, 3801 — систематическая покупка физлицом однотипных ювелирных изделий)

Если операция подозрительная, но кода для нее нет, регулятор рекомендует указывать код признака «иной» — XX99. А в дополнительных сведениях уточнить, по каким критериям вы признали ее подозрительной. Это важно, чтобы Росфинмониторинг мог квалифицировать операции.

Отказ в обслуживании

Регулятор еще раз обратил внимание, что если клиент не готов предоставить вам необходимые документы для идентификации, придется отказать ему в обслуживании (п. 18 письма).

Напомним, 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения в 115-ФЗ. По новым требованиям, клиенту необходимо отказать в обслуживании, если вы не можете провести его идентификацию (п. 2.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Продажа через интернет-магазин

Если вы продаете изделия через интернет-магазин, все равно придется проводить идентификацию каждого клиента. И делать это важно до момента покупки. Например, через интернет-магазин человек покупает цепь за 300 000 руб. В этом случае нужно провести идентификацию клиента, пока он не оплатил товар (п. 19 письма).

Если владелец агрегатора информации о ювелирных изделиях только предоставляет площадку и не участвует в сделках, он не должен исполнять 115-ФЗ. При этом если владелец агрегатора участвует в сделке, то он обязан исполнять 115-ФЗ в полном объеме (п. 27 письма).

Другие изменения

  • Пропишите механизм, который позволит вам установить принадлежность персонифицированного электронного средства платежа клиенту. Другими словами, чтобы вы могли проверить, что карта действительно принадлежит этому покупателю (п. 17 письма).
  • Представьте, что в 1 день с 1 банковского счета по 1 договору клиент сделал несколько покупок, каждая меньше 600 000 руб. При этом общая сумма всех покупок достигла порогового значения. В этом случае необходимо проанализировать эти операции на уклонение от обязательного контроля (код подозрительной операции 1103) (п. 16 письма).
  • Получение займа от учредителя и его возврат не подлежат обязательному контролю, так как займодавец — не клиент организации. Регулятор закрепил это в п. 8. письма.

– использованы материалы платфломы Контур.ру.

Если у Вас возникли вопросы, заполните заявку