Разработка ПВК ПОД/ФТ для всех субъектов, поднадзорных Росфинмониторингу

Часто бывает так, что на семинаре всё усвоено, тест благополучно пройден, Свидетельство получено. Но как начать применять полученные знания на рабочем месте?

Для начала необходимо создать Правила внутреннего контроля (ПВК) – регламент организации и ее филиалов, описывающий работы по ПОД/ФТ и ФРОМУ, устанавливающий обязанности и порядок действий должностных лиц и работников, и определяющий сроки выполнения задач и ответственных за их выполнение.

Наличие в организации актуальной версии ПВК – это первое, с чего начинается проверка надзорными органами в сфере ПОД/ФТ (Росфинмониторинга, Банка России, Пробирной палаты РФ, Прокуратуры РФ). После подачи заявки на подключение и получения доступа к Личному Кабинету на сайте Росфинмониторинга, вы найдете в нём образец типовых ПВК, которые можно взять за основу при разработке Правил вашей организации. Однако не стоит забывать, что при создании ПВК следует руководствоваться не только действующими нормативными актами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, но и особенностями вашей организации. Использование шаблонной версии, не учитывающей специфику бизнес-процессов и организационной структуры, а также действующего законодательства, может привести к административной ответственности.

ФКД консалт поможет разработать и внедрить актуальные ПВК, адаптированные для специфики вашей компании, а также оказать помощь с их регулярным обновлением в соответствии с требованиями надзорных органов. Мы учитываем алгоритмы осуществления государственного контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, снижая риски выявления нарушений и штрафных санкций при проверке.

Процедура подготовки индивидуальных Правил (ПВК) представляет из себя экспертный анализ документооборота конкретной компании, учета специфики деятельности на основе которых проводится согласование договорной цены разработки пакета документов, обновление внутренних регламентов, приказов, и прочих необходимых действий

  1. Обновленные правила внутреннего контроля 2022 – 2023 год – полезная статья
  2. Внедрение системы внутреннего контроля в организации

Обновленный регламент правил внутреннего контроля

Для организаций и ИП, которые проводят операции с деньгами и иным имуществом, в силу закона такой документ как правила внутреннего контроля – один из важнейших. В конечном счете он позволяет минимизировать риски обвинений в отмывании преступных доходов по ст. 174 УК РФ. О новых требованиях к правилам внутреннего контроля и программе оценки и управления соответствующими рисками узнаете из статьи.

Требования к правилам внутреннего контроля (далее также – ПВК), которые разрабатывают компании, проводящие операции с денежными средствами или иным имуществом, и ряд ИП, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее – Требования к ПВК № 667).

Учтите, что с 17 июня 2022 года они действуют в новой редакции – постановления Правительства РФ от 16.06.2022 № 1092.

ПВК могут быть в электронке

Теперь можно выбирать: оформить правила внутреннего контроля в виде бумажного документа или в электронном виде. Во втором случае их нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или ИП.

Рисками нужно и управлять

Программа оценки риска должна быть переименована в программу оценки и управления рисками. Она должна включать не только оценку степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, но и принятие мер по снижению таких рисков.

Кроме того, из названия программы убрали сужение рамок контроля только до доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Как управлять рисками

Это должны быть действия по снижению риска в рамках мер, предусмотренных законодательством РФ. Они включают в том числе:

  • запрос дополнительных сведений о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце – при идентификации и обновлении этих сведений;
  • запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции/сделки;
  • запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с организацией и ИП, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и/или иного имущества;
  • отказ в совершении операции на основании п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (когда есть подозрения, что операция отмывочная);
  • представление в Росфинмониторинг соответствующей информации (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ);
  • иные меры.

Чем дополнить программу оценки и управления рисками в 2022 году

Она должна включать (новая редакция п. 13 – 15 Требований к ПВК № 667):

  • методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения его к группе риска;
  • порядок и сроки пересмотра группы риска в ходе обслуживания клиента, если он принят на длящееся обслуживание;
  • порядок применения в отношении клиента мер противодействия отмыванию преступных доходов (и финансированию терроризма, распространения оружия массового уничтожения) – с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
  • порядок управления рисками;
  • порядок фиксации в документах результатов оценки рисков и управления ими;
  • порядок оценки возможности использования новых услуг и/или программно-технических средств для борьбы с отмыванием, вкл. разработку комплекса мер для снижения (минимизацию) данной возможности.

Также следует прописать процедуру оценки возможности использования для отмывания доходов:

  • совершенно новых и/или не оказываемых ранее услуг;
  • программно-технических средств (это могут быть вновь созданные либо в значительной степени модернизированные и не эксплуатируемые ранее, обеспечивающие возможность совершения клиентами операций с деньгами или иным имуществом).

Программа должна предусматривать оценку рисков клиента по одной или совокупности следующих категорий рисков:

  • связанные со странами и отдельными территориями;
  • связанные с клиентами;
  • связанные с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями (сделками) клиента.

При этом можно разрабатывать свои дополнительные категории рисков.

Клиенты по группам риска

Программа оценки и управления рисками должна предусматривать отнесение клиентов к следующим группам:

  • высокая степень (уровень) риска;
  • средняя степень (уровень) риска;
  • низкая степень (уровень) риска.

Решение об отнесении клиента к группе риска принимают на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной информации:

  • о нём, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце;
  • операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента.

Причём оговорено, что такое решение носит субъективный и оценочный характер.

Организации и ИП должны вести постоянный мониторинг группы риска клиентов, принятых на не разовое обслуживание. Это делают путём оценки факторов, на основании которых была сделана оценка степени (уровня) риска.

Решение о пересмотре группы риска принимают, когда выявили факторы, на основании которых оценивали степень (уровень) риска.

Что иметь в виду при оценке рисков

Это регламентируют новые п. 15(1) и 15(2) Требований к ПВК № 667.

Так, организации и ИП при оценке рисков должны учитывать:

  • результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма;
  • характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых ими продуктов и услуг от организаций и ИП;
  • рекомендации Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
  • типологии отмывания доходов, размещенные в т. ч. на официальных сайтах международных организаций, занимающихся этими вопросами, и в иных доступных источниках;
  • признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях отмывания доходов – с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Заключение

Формально скорректировать ПВК нужно было не позже 18 июля 2022 года. Однако в любом случае учесть рассмотренные новшества придётся и позднее.

В основном Требования к ПВК № 667 адресованы операторам связи, риелторам и некоторым другим юрлицам и предпринимателям. И они не касаются тех, кто применяет специальные требования к правилам внутреннего контроля: например, банки и некредитные финансовые организации, юридические и бухгалтерские фирмы. Несмотря на это, обычным компаниям и ИП тоже есть смысл присмотреться к новым требованиям, чтобы не оказаться замешанными в уголовно или административно наказуемых махинациях

Автор: Куракин Игорь

партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Law

Источник: https://www.law.ru/

Правила внутреннего контроля (ПВК)

Система внутреннего контроля как инструмент управления рисками в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

По итогам опроса Росфинмониторинга

  • -75% предприятий когда-либо платили штрафы
  • -78% предприятий имели затраты, связанные с устранением нарушений правил ПОД/ФТ
  • 76% предпринимателей говорят о том, что в их деятельности имели место неформальные платежи.
  1. Обнаружение рисков
  2. Анализ рисков
  3. Планирование ответных действий
  4. Внедрение ответных действий
  5. Наблюдение, измерение, учет и внутренний контроль на основании ПВК

 

Внедрение системы внутреннего контроля (ПВК) – современное и своевременное решение для бизнеса

  • Позволит сконцентрироваться на ключевых направлениях задачи, не отвлекаясь от вопросов практического характера,  исполнения договоров с предприятиями
  • Эксперты обладают уникальным опытом сочетания знания технологий, в том числе и международных, в области комплаенс и опытом их практического внедрения и развития в конкретных компаниях и организациях на территории РФ
  • Необходимое качество выполняемой ФКД Консалт части задачи подтверждается многолетним опытом сотрудничества с надзорными ведомствами, отраслевыми экспертами-практиками
  • Эксклюзивный подход в поддержке предприятий в работе с кредитными организациями клиентов. Обучение технологии сохранности собственных средств на счетеЗащита от блокирования счета. Анализ операций клиентов, подпадающих под обязательный контроль по Федерального Закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ)

Аудит Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ осуществляется на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.

Мы запрашиваем в специальном опроснике состояние внутреннего контроля и образцы документов, сопровождающих операции компании в части исполнения требований ПОД/ФТ/ФРОМУ, штатное расписание и пр.

В случае, если клиент заказывает разработку актуальных ПВК, то Аудит проводится БЕСПЛАТНО.

  • ПВК утверждаются Руководителем организации.
  • ПВК не направляются на согласование в надзорные органы.
  • Руководитель организации обеспечивает контроль за соответствием ПВК требованиям законодательства.
  • Сроки внесения изменений в ПВК в связи с изменением законодательства – не позднее месяца после даты вступления в силу соответствующих изменений.

 

Полученные знания должны обновляться регулярно, поэтому наша компания постоянно проводит онлайн-обучение в живом формате сотрудников в целях ПОД/ФТ с выдачей свидетельства о прохождении курсов.

В результате обучения сотрудники организаций получают все необходимые знания и документы под их сферы деятельности, в соответствии со всеми инструкциями требованиям Росфинмониторинга и Закона. Вы можете ознакомится с отзывами наших клиентов

В соответствии требований надзорных органов курсы в записи не легитимны, рынок переполнен такими предложениями. Зачастую вам продают записанный курс по заниженной цене, и уровень курса будет шаблонный и базовый. Ответы на вопросы вам будут давать далёкие от ведомств специалисты, для которых продавать курсы инстуктажей – единственный бизнес по принципу продал и забыл.

С нами вы гарантированно получите обучение от экспертов профильных ведомств и их ответы на ваши вопросы не потребуется проверять.

Оставьте Ваши данные для начала сотрудничества: