ПОД/ФТ Результаты опроса участников рынка

Предлагаем вашему вниманию отчет по результатам исследования «Делойта» в СНГ на тему:

Тенденции развития ПОД/ФТ в России и СНГ

Основной целью исследования было изучение лучших практик в области ПОД/ФТ в организациях, а также обзор существующих подходов и тенденций развития системы ПОД/ФТ в России и странах СНГ.
К участию были приглашены сотрудники подразделений финансового мониторинга, комплаенс, внутреннего аудита и контроля российских и международных банков, финансовых институтов, страховых компаний и других участников рынка, ведущих свою деятельность в России и странах СНГ.

Скачать оригинальный PDF можно здесь

Основные выводы:

Области развития

68% респондентов отметили, что Система противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в их организации полностью соответствует требованиям применимого локального законодательства по ПОД/ФТ и лучшим международным практикам.

22% участников исследования полагают, что их система частично соответствует применимому локальному законодательству и передовой международной практике, а 10% считают, что она соответствует только требованиям применимого локального законодательства.

Тем не менее некоторые респонденты (13%) полагают, что для финансовых институтов недостаточная информационная поддержка со стороны контрольных и регулирующих органов является ключевой проблемой в области ПОД/ФТ на сегодняшний день.

Кроме того, респонденты перечислили и другие проблемы, такие как

  • сложные формы изложения нормативного материала в источниках регулирующих органов;
  • отсутствие или нехватка доступа к государственным информационным ресурсам, что не позволяет качественно проводить оценку клиентов;
  • новые способы осуществления платежей (бесконтактные платежи, электронные средства платежа, виртуальная валюта и др.)

(каждый ответ набрал по 11%).
С операционной точки зрения, тремя главными проблемами, выявленными респондентами при управлении программой ПОД/ФТ, являются:

  • отсутствие / недостаточность автоматизации процессов для целей ПОД/ФТ (21%);
  • восприятие подразделения ПОД/ФТ сотрудниками организации как ревизора, а не как советника (16%)
  • низкая оплата труда сотрудников подразделения по ПОД/ФТ (13%).

В условиях усиления надзорной активности со стороны регулирующих органов возрастает важность применения упреждающего подхода к соблюдению требований по ПОД/ФТ со стороны финансовых институтов.

Изменение процесса мониторинга транзакций и проверки клиентов по спискам

Надежные системы информационных технологий (ИТ) всегда имели решающее значение для программы соблюдения требований по ПОД/ФТ.

В последние годы финансовые институты увеличили свои инвестиции в автоматизированные системы мониторинга транзакций и проверку по санкционным спискам, однако эти вложения, возможно, не принесли результатов.

К основным проблемам, с которыми сталкиваются респонденты в процессе мониторинга транзакций, отнесены следующие:

  • необходимость ручного анализа отчетов (19%);
  • большое количество ложных срабатываний(11%);
  • ошибки / ложные срабатывания при внесении изменений в алгоритмы (сценарии) для подготовки отчетов (11%);
  • недостаточное количество отчетов, позволяющих выявлять подозрительные операции / операции обязательного контроля (11%).

Надлежащая проверка клиентов продолжает оставаться ключевым направлением

Эффективная программа «Знай своего клиента» (ЗСК) предполагает понимание структуры владения, определение бенефициарных владельцев, порядок хранения и проверки данных о клиентах и многое другое.

Эту информацию необходимо проверять и обновлять как на регулярной основе, так и в случае каких-либо изменений.
Респонденты сообщили о разнообразных сложностях, возникающих в процессе идентификации и обновления сведений о клиентах. Так, чаще всего организации сталкиваются со следующимитрудностями:

  • клиент не предоставляет или предоставляет несвоевременно документы и сведения (18%);
  • у клиентов возникают сложности с заполнением документов (опросников, анкет) в целях идентификации и обновления сведений (18%);
  • процесс сбора документов в целях идентификации занимает много времени (14%);
  • сложности с отслеживанием документов на предмет их актуальности (14%);
  • сложности с отслеживанием сроков обновления сведений, а также с направлением запросов клиенту (11%).

Только 54% респондентов выразили готовность обмениваться информацией и документами, полученными в целях идентификации клиентов, с другими субъектами рынка, при условии что перечень указанной информации и документов был бы регламентирован на законодательном уровне.

Однако абсолютное большинство респондентов (77%) выразили заинтересованность в использовании единой базы ЗСК, которая позволила бы в электронном виде получать документы, необходимые для идентификации клиентов.

У Вас остались вопросы, или нужна помощь? Переходите в нужный раздел, заказывайте обратный звонок или заполните форму:

    Введите капчу:

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дерево. [recaptcha]