Отработка по процедурам дистанционного надзора ЦБ
Проверки НФО со стороны регулятора
В настоящее время в Банке России реализуется риск-ориентированный подход к проведению разного рода проверок, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Это значит, что без веского повода НФО не будет подвергаться глубокой и тщательной проверке, включающей в себя доскональное изучение документов, процессов и операций НФО в рамках специального внутреннего контроля. Такими поводами могут быть:
- сведения, поступающие от обслуживающих НФО кредитных организаций;
- сведения из Росфинмониторинга, свидетельствующие о явных нарушениях при отправке разного рода сообщений;
- сведения из профильных департаментов Банка России, осуществляющих надзор за профессиональной деятельностью НФО, в том числе по результатам анализа отчетности НФО;
- жалобы физических и юридических лиц
- и другие данные, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства в сфере ПОД/ФТ и вовлечении НФО в проведение сомнительных операций.
В отсутствие подобного «негатива» все НФО подвергаются стандартным процедурам дистанционного надзора, который заключается в направлении региональными подразделениями Департамента финансового мониторинга Банка России через личный кабинет участника финансового рынка запросов о предоставлении документов и объяснений по вопросам организации и осуществления в НФО внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Периодичность таких запросов может быть различной. Как правило, новые НФО подвергаются проверке в течение первого года с момента приобретения статуса НФО, далее – один-два раза в год.
Такой типовой запрос преследует цель оценить базовый уровень организации в НФО системы ПОД/ФТ в соответствии с ее типом, организационной структурой, масштабами и видами деятельности, и включает в себя требование предоставить:
- Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (ПВК) в виде единого документа или комплекта документов в актуальной редакции;
- Устав;
- Документы, подтверждающие полномочия руководителя (лица, утвердившего ПВК);
- Приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК;
- Штатное расписание;
- Сведения:
- о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- о наличии обособленных подразделений;
- о наличии подразделения по ПОД/ФТ и количестве его сотрудников;
- об использовании технологий дистанционного обслуживания;
- об использовании специальных электронных технологий, специального ПО для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в т.ч. сведения об их разработчиках;
- о том, привлекает ли НФО третьих лиц для сбора сведений и документов в целях идентификации;
- о проведении/ непроведении упрощенной идентификации;
- о количестве клиентов на обслуживании на дату исполнения запроса.
Кроме документов по организации системы внутреннего контроля, запрос, как правило, содержит требование о предоставлении документов, свидетельствующих о соблюдении НФО обязанности по проведению проверок своих клиентов по перечням террористов/экстремистов и реализации полномочий по блокированию (замораживанию) их денежных средств и иного имущества, в частности:
- Акты проверок (как правило, за период с начала года, предшествующего направлению запроса, или с начала осуществления деятельности по дату подготовки ответа на запрос);
- ФЭС, направленные в Росфинмониторинг и содержащие сведения о результатах проверок, и квитанции об их принятии в формате xml;
- Сведения о принятых мерах по замораживанию/блокированию.
В случае выявления по результатам анализа полученных документов нарушений требований законодательства в сфере ПОДФТ будет подготовлено мотивированное заключение о наличии признаков административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ как в отношении самой НФО, так и ее должностных лиц – руководителя и СДЛ. В целях возбуждения соответствующих административных дел запрос, помимо указанных выше документов, будет содержать требование предоставить сведения о должностных лицах НФО и осуществляемых ими трудовых функциях, а именно:
- Дата и место рождения;
- Паспортные данные;
- Табели учета рабочего времени за проверяемый период (для руководителя – на дату утверждения ПВК);
- Должностная инструкция СДЛ с отметкой об ознакомлении (всех СДЛ за проверяемый период, если они менялись).
Если по каким-либо причинам запрашиваемые документы не могут быть представлены, в ответе на запрос НФО необходимо будет такие причины указать. Если веские причины отсутствуют, то такое обстоятельство может быть расценено как несоблюдение требований по хранению документов, образующихся в результате осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, что само по себе образует событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Оставьте свои данные и мы с Вами свяжемся в кратчайшее время