Отработка по процедурам дистанционного надзора ЦБ

В настоящее время в Банке России реализуется риск-ориентированный подход к проведению разного рода проверок, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Это значит, что без веского повода НФО не будет подвергаться глубокой и тщательной проверке, включающей в себя доскональное изучение документов, процессов и операций НФО в рамках специального внутреннего контроля. Такими поводами могут быть:

  • сведения, поступающие от обслуживающих НФО кредитных организаций;
  • сведения из Росфинмониторинга, свидетельствующие о явных нарушениях при отправке разного рода сообщений;
  • сведения из профильных департаментов Банка России, осуществляющих надзор за профессиональной деятельностью НФО, в том числе по результатам анализа отчетности НФО;
  • жалобы физических и юридических лиц
  • и другие данные, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства в сфере ПОД/ФТ и вовлечении НФО в проведение сомнительных операций.

В отсутствие подобного «негатива» все НФО подвергаются стандартным процедурам дистанционного надзора, который заключается в направлении региональными подразделениями Департамента финансового мониторинга Банка России через личный кабинет участника финансового рынка запросов о предоставлении документов и объяснений по вопросам организации и осуществления в НФО внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.  Периодичность таких запросов может быть различной. Как правило, новые НФО подвергаются проверке в течение первого года с момента приобретения статуса НФО, далее – один-два раза в год.

Такой типовой запрос преследует цель оценить базовый уровень организации в НФО системы ПОД/ФТ в соответствии с ее типом, организационной структурой, масштабами и видами деятельности, и включает в себя требование предоставить:

  • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (ПВК) в виде единого документа или комплекта документов в актуальной редакции;
  • Устав;
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителя (лица, утвердившего ПВК);
  • Приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК;
  • Штатное расписание;
  • Сведения:
  • о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • о наличии обособленных подразделений;
  • о наличии подразделения по ПОД/ФТ и количестве его сотрудников;
  • об использовании технологий дистанционного обслуживания;
  • об использовании специальных электронных технологий, специального ПО для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в т.ч. сведения об их разработчиках;
  • о том, привлекает ли НФО третьих лиц для сбора сведений и документов в целях идентификации;
  • о проведении/ непроведении упрощенной идентификации;
  • о количестве клиентов на обслуживании на дату исполнения запроса.

Кроме документов по организации системы внутреннего контроля, запрос, как правило, содержит требование о предоставлении документов, свидетельствующих о соблюдении НФО обязанности по проведению проверок своих клиентов по перечням террористов/экстремистов и реализации полномочий по блокированию (замораживанию) их денежных средств и иного имущества, в частности:

  • Акты проверок (как правило, за период с начала года, предшествующего направлению запроса, или с начала осуществления деятельности по дату подготовки ответа на запрос);
  • ФЭС, направленные в Росфинмониторинг и содержащие сведения о результатах проверок, и квитанции об их принятии в формате xml;
  • Сведения о принятых мерах по замораживанию/блокированию.

В случае выявления по результатам анализа полученных документов нарушений требований законодательства в сфере ПОДФТ будет подготовлено мотивированное заключение о наличии признаков административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ как в отношении самой НФО, так и ее должностных лиц – руководителя и СДЛ. В целях возбуждения соответствующих административных дел запрос, помимо указанных выше документов, будет содержать требование предоставить сведения о должностных лицах НФО и осуществляемых ими трудовых функциях, а именно:

  • Дата и место рождения;
  • Паспортные данные;
  • Табели учета рабочего времени за проверяемый период (для руководителя – на дату утверждения ПВК);
  • Должностная инструкция СДЛ с отметкой об ознакомлении (всех СДЛ за проверяемый период, если они менялись).

Если по каким-либо причинам запрашиваемые документы не могут быть представлены, в ответе на запрос НФО необходимо будет такие причины указать. Если веские причины отсутствуют, то такое обстоятельство может быть расценено как несоблюдение требований по хранению документов, образующихся в результате осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, что само по себе образует событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Оставьте свои данные и мы с Вами свяжемся в кратчайшее время