Методическая памятка для Оператора инвестиционной платформы

Информация для операторов инвестиционных платформ.

Новых субъектов исполнения ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” от 07.08.2001 № 115 ФЗ. 

 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПЕРЕДЕЛЕНИЯ

ПОД/ФТ/ФРОМУ – противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Ответственный сотрудник – специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ
ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ – Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения
Идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем
Фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Федерального закона 115-ФЗ
Перечень Т/Э –  перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
Решение МКО – принятое межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица
Перечень ФРОМУ – перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения
ОД/ФТ – отмывание доходов,  полученных преступным путем, финансирования терроризма

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОИП В СФЕРЕ ПОД/ФТ/ФРОМУ

Федеральный закон от 07.09.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» со всеми изменениями и дополнениями»;
Положение Центрального банка Российской Федерации от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к Правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Указание Центрального банка Российской Федерации от 22.02.2019 № 5075-У «О требованиях к Правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
Положение Центрального банка Российской Федерации от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями Клиентов, Представителей Клиента, Выгодоприобретателей, Бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;
Указание Центрального банка Российской Федерации от 17.10.2018 № 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» со всеми изменениями и дополнениями.
Указание Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»;
Указание Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»;

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В РАМКАХ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 115-ФЗ

1.     Утвердить ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Требования к ПВК по ПОД/ФТ применяются в зависимости от вида ОИП (Приложение №1 Положения Банка России № 445 – П).
ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются с учетом особенностей вида и масштаба деятельности ОИП, организационной структуры (наличия/ отсутствия сотрудников и подразделения по ПОД/ФТ), характера продуктов (услуг), предоставляемых ОИП.
ПВК по ПОД/ФТ должны быть актуальными на текущую дату:

  • приводятся ОИП в соответствие с требованиями законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом.
  • приводятся ОИП в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

Необходимо проводить регулярный мониторинг законодательства по ПОД/ФТ в целях своевременной актуализации ПВК по ПОД/ФТ!

2.     Назначить Ответственного сотрудника, создать подразделение по ПОД/ФТ (при необходимости).

Издать приказ о назначении Ответственного сотрудника.
Ответственный сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России № 3470-У.
Получить справку из МВД об отсутствии у Ответственного сотрудника и сотрудников структурного подразделения по ПОД/ФТ непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

3.     Зарегистрировать личный кабинет на сайте Уполномоченного органа.

Для представления в электронной форме следующих видов сведений и информации:

  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом (далее – операции), подлежащих обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и (или) в соответствии со ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • об операциях, в отношении которых у работников ОИП на основании реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации ОД/ФТ;
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 7 и (или) в соответствии с п. 5 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с п. 6 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • об операциях, приостановленных в соответствии с п. 10 ст. 7 и (или) в соответствии с п. 8 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в п. 11 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • об устранении указанных в п. 11 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ оснований, в соответствии с которыми ранее ОИП были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган.
Для получения новых Перечней Т/Э, Перечней ФРОМУ, Решений МКО.

4.     Организовать процедуру идентификации.

ОИП обязаны до приема на обслуживание (до присоединения к Правилам Платформы) идентифицировать клиента, его представителей и выгодоприобретателей, а также предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

Личное присутствии клиента (представителя клиента) при проведении идентификации не требуется.

Таким образом, требования по идентификации считаются выполненными ОИП при условии получения сведений о клиенте (представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце) в объеме, установленном статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Положением № 444-П, и подтверждения достоверности таких сведений на основании документов (надлежащим образом заверенных копий), представленных в НФО для целей идентификации, и (или) государственных и иных информационных систем, а также с использованием сведений, определенных в пункте 5.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и в пункте 2.2 Положения № 444-П.
В случае если ОИП планирует использовать дистанционный способ получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиентов, то он самостоятельно в своих внутренних документах определяет порядок и форму представления сведений и документов (например, нотариальное заверение, заверение документов клиентом, заверение документов самим НПФ, в котором обслуживается данный клиент, представление сведений и документов в форме электронного документа, подписанного его простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью).
ОИП может поручить проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента – физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца кредитной организации на основании договора (п. 1.5-1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

ОИП, поручившая проведение идентификации или упрощенной идентификации, несет ответственность за соблюдение требований по идентификации или упрощенной идентификации, установленных Федеральным законом №115-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Кредитная организация, которой поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации должно передавать в полном объеме сведения, полученные при проведении идентификации или упрощенной идентификации, в порядке, предусмотренном договором, незамедлительно, но не позднее трех рабочих дней со дня получения лицом, которое проводило идентификацию или упрощенную идентификацию, таких сведений.

ОИП обязаны сообщать Банку России в установленном им порядке информацию о лицах, которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации.

 

ОИП должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, а клиенты обязаны в соответствии с Федеральным законом 115-ФЗ предоставлять такую информацию.

ОИП выявляет сам бенефициарного владельца, а клиент обязан со своей стороны заявить, кто у него бенефициарный владелец.

Полученные при идентификации сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, фиксируются в Анкете (досье) клиента.

Представляет собой отдельный документ или пакет документов, оформляется на бумажном (или) электронном носителе, содержащий сведения в соответствии с Положением Банка России № 444-П.

5.     Организовать процесс обновления сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, осуществляется ОИП в соответствии с порядком, установленным в ПВК по ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2  Положения Банка России  № 444-П.

6.     Обеспечить фиксирование данных.

ОИП документально фиксирует информацию, полученную в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и сохраняет ее конфиденциальный характер.

7.     Обеспечить выявление операций, подлежащих обязательному контролю.

Осуществлять выявление операций, подлежащих в соответствии со ст. 6 и (или) со ст. 7.5 Федерального закона 115-ФЗ обязательному контролю, документальное фиксирование и направление в Уполномоченный орган сведений по таким операциям в срок, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения такой операции в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.

В случае если сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, совершенной клиентом не представлены ОИП в Уполномоченный орган в срок, установленный Федеральным законом, то сведения о такой операции представляются ОИП в Уполномоченный орган, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее выявления.

 

8.     Обеспечить выявление сомнительных операций.

Осуществлять выявление операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации ОД/ФТ и ФРОМУ, осуществлять документальное фиксирование и направление в Уполномоченный орган сведений по таким операциям в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их выявления  в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.

Днем выявления подозрительной операции (сделки) является дата принятия окончательного решения о признании сомнительной операции (сделки) клиента подозрительной.

9.     Организовать порядок замораживания денежных средств или иного имущества.

Основаниями для применения таких мер являются:

  • включение лица в  Перечень Т/Э.
  • наличие в отношении лица достаточных оснований подозревать его причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при наличии соответствующего Решения МКО;
  • включение лица в Перечень ФРОМУ.
Замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества:

  • осуществляется незамедлительно
  • осуществляется только при наличии полного соответствия сведений о физическом лице либо организации
  • не осуществляется в отношении денежных средств физических лиц, в случаях, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.
Используются актуальные редакции Перечней Т/Э, ФРОМУ, Решений МКО, получаемые в личном кабинете ОИП на сайте Уполномоченного органа для сверки клиентов в целях своевременного принятия мер по замораживанию в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 7 и пункта 5 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ и информированию Уполномоченного органа о принятых мерах незамедлительно в день применения мер в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.

10.  Организовать порядок приостановления операции.

Осуществляется ОИП незамедлительно, на срок 5 рабочих дней в соответствии с п. 10 ст. 7 и п. 8 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
ОИП информирует Уполномоченный орган о принятых мерах по приостановлению операции незамедлительно, в день применения мер, в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.

11.  Организовать процедуру проведения проверки наличия среди своих Клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Проверка наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества проводится не реже одного раза в 3 месяца.
Проверка осуществляется с периодичностью, определенной в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (например, один раз в три месяца, один раз в месяц), но в пределах сроков, установленных подпунктом 7 п. 1 ст. 7 и п. 6 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Информация о результатах проверки доводится до Уполномоченного органа не позднее 3х рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.
Информирование Уполномоченного органа о результатах каждой сверки клиентов с очередной новой редакцией Перечней нецелесообразно.
 ОИП должен направлять в уполномоченный орган информацию о любых результатах проверки, в том числе в случае, если по результатам проверки среди клиентов не были выявлены организации и физические лица, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

12.  Организовать порядок по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

ОИП вправе отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции в случае:

  • непредставления клиентом документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ;
  • если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов,  полученных преступным путем, финансирования терроризма.
ОИП информирует Уполномоченный орган о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по основаниям, указанным в п. 11 ст.  7 Федерального закона № 115-ФЗ, в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.

13.  Организовать работу с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии.

Сведения об устранении указанных в п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ оснований, в соответствии с которыми ранее ОИП были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в Уполномоченный орган, доводятся до Уполномоченного органа не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующих оснований в соответствии с Указанием Банка России 4937-У.

14.  Организовать обучение по ПОД/ФТ

Мероприятия, направленные на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ проводятся с учетом требований Указания Банка России №3071-У и нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ.

Записаться на обучение можно выбрав подходящий курс в РАСПИСАНИИ