Ответственность НФО и ее должностных лиц по ст. 15.27

Субъекты административной ответственности при нарушениях в сфере ПОД/ФТ

На сегодняшний день сложилась практика привлечения Банком России к административной ответственности за нарушения, предусмотренные частами 1 и 2 ст. 15.27 КоАП РФ, как самой некредитной финансовой организации (НФО), так и ее должностных лиц. Если в отношении НФО все в принципе очевидно — организация несет ответственность за все нарушения, то с должностными лицами есть нюансы. Предлагаем в них разобраться.

Для начала определимся, кто является должностным лицом в терминах КоАП РФ. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лиц, осуществляющих функции представителей органов власти и иных государственных органов. Однако, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица. То есть, строго говоря, руководители и работники организаций не являются должностными лицами, а лишь несут ответственность как должностные лица при условии, что они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Именно для этого проверяющие запрашивают должностные инструкции СДЛ и других сотрудников, а также положение об отделе финансового мониторинга при его наличии — чтобы выяснить, кто именно организует и контролирует процесс, нарушение которого выявлено.

Под диспозицию ч. 1 ст. 15.27 подпадают нарушения, связанные с организацией и осуществлением внутреннего контроля, не повлекшие непредставление сведений о сделках в Росфинмониторинг.

Исходя из понятий Федерального закона № 115-ФЗ, к организации внутреннего контроля относятся:

  • разработка правил внутреннего контроля (ПВК) и
  • назначение специального должностного лица (СДЛ),

к осуществлению внутреннего контроля — реализации ПВК, в т.ч.:

  • идентификация,
  • документальное фиксирование сведений (информации) и их представление в уполномоченный орган,
  • хранение документов и информации,
  • подготовка и обучение кадров и др.

За организацию всех процессов, включая организацию внутреннего контроля, в компании отвечает ее руководитель. Кроме того, Положением № 445-П[1] (п. 1.10) на руководителя НФО возложена обязанность обеспечивать контроль за соответствием применяемых ПВК требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ. Следовательно за нарушения, выявленные Банком России при анализе ПВК, равно как и за назначение СДЛ, не соответствующего квалификационным требованиям и/или требованиям к подготовке и обучению, административную ответственность будет нести руководитель НФО (лицо, исполнявшее его обязанности).

Порядок осуществления тех или иных программ ПВК закреплен как в самих ПВК, так и в должностных инструкциях СДЛ и других сотрудников НФО, а также в положениях о структурных подразделениях, участвующих в реализации специального внутреннего контроля. Как правило, ответственность за надлежащую реализацию и контроль выполнения программ внутреннего контроля возложена на СДЛ. Следовательно, выполняя организационно-распорядительные функции при осуществлении внутреннего контроля, СДЛ будет нести административную ответственность за нарушения, выявленные в части идентификации, хранения информации, подготовки и обучения кадров, проведения проверок клиентов по Перечням, порядка направления сведений в Росфинмониторинг и т.д.

Однако, согласно ПВК и/или положению об отделе ответственность, например, за проведение идентификации может быть возложена на отдел по работе с клиентами; за реализацию программы обучения и подготовки сотрудников в сфере ПОД/ФТ — на отдел кадров; за хранение документов — на архивную службу. В этом случае, к административной ответственности могут быть привлечены руководители соответствующих подразделений НФО.

Если организационная структура НФО включает в себя обособленные структурные подразделения, на основании п. 2.12 Положения № 445-П на ответственных сотрудников обособленных подразделений может быть возложена часть функций и ответственность СДЛ, например за направление сведений в Росфинмониторинг. В этой ситуации административной ответственности может быть подвергнут сотрудник обособленного структурного подразделения НФО за нарушение, входящее в его зону ответственности.

Что касается ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, то в силу примечания 2 к данной статье, к административной ответственности помимо самой НФО и СДЛ, могут быть привлечены и рядовые сотрудники НФО, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (ОПОК), либо о сомнительных операциях.

Следовательно, если в результате контрольно-надзорных мероприятий Банком России будут выявлены нарушения, связанные с непредставлением сведений либо представлением недостоверных сведений в составе ФЭС по ОПОК или сомнительным операциям, а также направление указанных ФЭС с нарушением порядка и сроков, то к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ будут привлечены как НФО и СДЛ, так и сотрудник, сформировавший такое сообщение (не выявивший соответствующую операцию клиента). При этом обязательным условием для привлечения сотрудника к административной ответственности помимо указания в ФЭС сведений о нем, является также возложение соответствующих обязанностей на него согласно должностной инструкции.

Важно отметить, что ФЭС по результатам проведенной проверки клиентов на наличие среди них лиц, включенных в Перечни, сформированные с нарушением установленного порядка, не влекут административную ответственность для сотрудника, сформировавшего ФЭС (если это не СДЛ), поскольку примечание к ст. 15.27 КоАП РФ распространяется только на сотрудников, в обязанности которых входит представление сведений об ОПОК либо сомнительных операциях. В данном случае дело об административном правонарушении будет возбуждено только в отношении СДЛ, как должностного лица, обладающего соответствующими организационно-распорядительными и контрольными функциями.

При разработке ПВК, должностных инструкций, положений об отделах и обособленных структурных подразделениях НФО важно учитывать распределение обязанностей сотрудников, их взаимодействие между собой, степень участия подразделений в тех или иных программах внутреннего контроля. Логичное распределение зон ответственности и контроля позволит создать эффективную и работающую систему внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в НФО, избежать ситуаций, когда никто ни за что не отвечает либо все процессы в рамках ПОД/ФТ замкнуты на одном сотруднике, который в силу загруженности другими должностными обязанностями, не в состоянии их обеспечить.

[1]Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Обратится за консультацией Вы можете оставив контакты: