Кейсы по административным делам с участием Банка России

Предписания по ПОД/ФТ, ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ

Рассмотрим несколько типичных ситуаций привлечения Банком России поднадзорных организаций к административной ответственности за неисполнение предписаний в целях ПОД/ФТ.

Предписания об устранении нарушений направляются Банком России в адрес поднадзорных организаций уже по факту выявленных нарушений, которые сами по себе являются основанием для возбуждения административных дел по другим частям ст. 15.27 КоАП РФ. При этом стоит учесть, что, как правило, по ч. 3 ст. 15.27 привлекаются действующие юридические лица, с которыми ранее Банк России осуществлял двухстороннее взаимодействие в рамках дистанционного надзора по вопросам ПОД/ФТ, получал документы и сведения, и которые по каким-то причинам не исполнили либо несвоевременно или ненадлежащим образом исполнили законное предписание об устранении нарушений в сфере ПОД/ФТ.

Ситуация

При осуществлении дистанционного надзора за деятельностью Ломбарда по результатам рассмотрения территориальным подразделением Банка России представленных Ломбардом документов и информации, установлено, что в нарушение пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Ломбард не проинформировал уполномоченный орган о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, проведенных 31.12.2018, 31.03.2019 и 30.06.2019.
Территориальным подразделением Банка России в адрес Ломбарда направлено предписание, в соответствии с которым Ломбарду следовало:

  1. устранить нарушения, направив в уполномоченный орган соответствующие ФЭС, если такие ФЭС не были направлены в уполномоченный орган до даты получения предписания;
  2. принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, указанных в предписании.

Предписание размещено в Личном кабинете 02.08.2019, следовательно, в соответствии с п. 4.3 Указания № 4600-У считается полученным Ломбардом 03.08.2019. Отчет об исполнении предписания необходимо было направить в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем его получения, в электронном виде через личный кабинет с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений: копий ФЭС; квитанций, содержащих подтверждение их принятия уполномоченным органом, и проведение мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
В установленный срок отчет об исполнении предписания от Ломбарда в территориальное подразделение Банка России не поступил.
Таким образом, Ломбардом не исполнено в срок законное предписание Банка России, вынесенное в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Результат. Наложен штраф в размере 700 000 руб.

Ситуация

При осуществлении дистанционного надзора за деятельностью Ломбарда по результатам рассмотрения территориальным подразделением Банка России представленных Ломбардом документов и информации, установлено, что:

  1. в нарушение пи. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Ломбард направил в уполномоченный орган сведения о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, проведенных 16.07.2015, 16.10.2015, 16.01.2016, 16.04.2016, 16.07.2016, 16.10.2016, 16.01.2017, 16.04.2017, 16.07.2017, 16.10.2017, 16.01.2018, 16.04.2018, после получения письма территориального подразделения Банка России от 02.08.2019;
  2. в нарушение п. 2 Указания № 4937-У Ломбардом не соблюден порядок направления в уполномоченный орган сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о результатах проведенных проверок.

Территориальным подразделением Банка России в адрес Ломбарда направлено предписание, в соответствии с которым Ломбарду следовало:

  •  устранить нарушения, направив в уполномоченный скорректированные ФЭС, если такие ФЭС не были направлены в уполномоченный орган до даты получения предписания;
  • принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, указанных предписании.
  • Предписание размещено в личном кабинете 25.11.2019, следовательно, в соответствии с п. 4.3 Указания № 4600-У считается полученным Ломбардом 26.11.2019. Отчет об исполнении предписания необходимо было направить в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем его получения, в электронном виде через личный кабинет с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений: копий ФЭС; квитанций, содержащих подтверждение их принятия уполномоченным органом, и проведение мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
  • Ломбард в ответ на предписание сообщил о принятии мер по недопущению в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений. Однако, какие именно были приняты меры Ломбард не сообщил и не представил документы, подтверждающие факт их принятия.
  • В подтверждение исполнения п. 1 предписания Ломбард представил квитанции о приеме уполномоченным органом ФЭС с номерами записей, соответствующих тем, в которых необходимо было устранить допущенные нарушения. При этом файлы самих ФЭС представлены не были.
  • Территориальным подразделением Банка России в адрес Ломбарда направлено письмо о необходимости исполнения предписания в полном объеме в установленные в нем сроки и представления копий документов, подтверждающих устранение нарушений. Ответ на письмо в Банк России не поступил
  • Учитывая, что Ломбард не представил копии ФЭС, документально не подтвердил проведение мероприятий по недопущению в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, сделан вывод о неисполнении Ломбардом законного предписания Банка России в целях ПОД/ФТ в полном объеме.
    Результат. С учетом ст. 4.1.1 КоАП РФ (Ломбард является субъектом малого предпринимательства и правонарушение совершено впервые) штраф заменен на предупреждение.

В последнем случае решение могло быть намного более суровым, а именно штраф минимум в 700 000 рублей, спасти компанию от которого помог только факт первичного привлечения к административной ответственности, причем не по ст. 15.27, а в целом по всем статьям КоАП РФ. Допустим, если бы ранее Ломбард был наказан за нарушение законодательства о ломбардах (ст. 15.26.2), применить ст. 4.1.1 должностное лицо Банка России уже не имело бы возможности.
В практике Банка России встречаются и случаи прекращения производства по административному делу на стадии рассмотрения (после составления протокола).

Ситуация

В рамках осуществляемого территориальным подразделением Банка России дистанционного надзора с учетом информации, полученной из Росфинмониторинга, в деятельности КПК установлены нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ, а именно:

  1. пп. 7 п. 1 ст. 7 в части непроведения проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в период с даты регистрации КПК по 25.03.2020;
  2. п. 6 ст. 7.5 в части непроведения наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в период с 07.11.2018 по 25.03.2020.

Территориальным подразделением Банка России посредством личного кабинета участника финансового рынка в адрес КПК направлено предписание. Предписание размещено в личном кабинете КПК 15.05.2020, следовательно, с учетом п. 4.3 Указания № 4600-У считается полученным 16.05.2020.
В соответствии с Предписанием КПК необходимо было:

  • провести проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  •  направить в уполномоченный орган ФЭС, если такое ФЭС не было направлено в уполномоченный орган до даты получения предписания;
  • принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений и проведение мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений, необходимо было направить в установленный срок в электронном виде через личный кабинет.

Отчет об исполнении предписания поступил в Банк России позднее установленного срока. К отчету КПК приложил ФЭС от 14.04.2020, содержащие в том числе информацию о проведенных 06.02.2019, 06.05.2019, 05.08.2019, 05.11.2019 проверках. Таким образом, представленный отчет в указанной части содержал недостоверную информацию.
Кроме того, представленный КПК отчет не содержит сведений о принятых мерах, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, указанных в предписании.
В связи с признанием предписания неисполненным в полном объеме, территориальным подразделением Банка России в адрес КИК направлено письмо, которым установлен срок для представления доработанных документов.

Ответ КПК на письмо поступил в Банк России позднее установленного срока, поскольку деятельность КПК была приостановлена в связи с принятием мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГ-19). Вместе с тем представленные КИК документы, признанные достаточными и свидетельствующими об исполнении предписания в полном объеме.
Результат. На основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ КПК освобожден от административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью правонарушения.
Ситуация. В результате рассмотрения и оценки территориальным подразделением Банка России Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Обществом (далее — Правила) выявлено их несоответствие требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, Положения № 445-П, Положения № 444 П.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Общества направлено предписание, в соответствии с котором Обществу в установленный срок следовало:

  1. устранить выявленные в Правилах нарушения и представить территориальное подразделение Банка России надлежащим образом заверенную копию Правил с внесенными изменениями:
  2. принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в части утверждения Правил, несоответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
  3. о принятых мерах (с приложением подтверждающих документов) сообщить в территориальное подразделение Банка России в указанный в предписании срок.
    В ответ на Предписание Обществом в установленный срок представлена копия Правил в новой редакции, в ходе рассмотрения которых повторно выявлено их несоответствие требованиям законодательства, а именно внесенные Обществом в Правила изменения в нарушение абзаца 2 п. 2.1 Положения № 444-П не позволяют оценить финансовое положение клиента при приеме на обслуживание.
    До даты рассмотрения дела Обществом представлены пояснения и Правила в новой редакции, признанной соответствующей требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ. Следовательно, законное предписание Банка России исполнено Обществом с нарушением установленного срока.
    Согласно объяснениям Общества при отправке отчета об исполнении предписания через личный кабинет была ошибочно прикреплена недоработанная версия Правил. Указанные причины признаны Банком России внутренними организационными проблемами юридического лица и не рассматривались в качестве объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля Общества.
    Результат. На основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ КПК освобожден от административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью правонарушения.
    Последние два случая наглядно демонстрируют насколько важно не только своевременно готовить ответ на предписание, но и понимать, что именно регулятор имеет в виду под устранением нарушения и какими документами поднадзорная организация может это подтвердить.
    Напомним, что санкция ч. 3 ст. 15.27 предусматривает штраф в диапазоне от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. для юридических лиц и от 30 000 руб. до 50 000 руб. — для должностных лиц. Предупреждение в качестве наказания данной статьей не предусмотрено и может быть применено в исключительных случаях (ст. 4.1.1 КоАП РФ), а признать правонарушение малозначительным вправе только должностное лицо Банка России, исходя из собственных убеждений.

Кейсы с участием Банка России

Направление сведений в Росфинмониторинг, ч.ч. 1, 2 ст. 15.27 КоАП РФ

Рассмотрим несколько реальных административных дел по привлечению Банком России НФО за нарушения нормативно-правовых актов при формировании и отправке сообщений в Росфинмониторинг.

Особенности привлечения к ответственности по частям 1 и 2 ст. 15.27 КоАП РФ НФО и должностных лиц мы подробно рассматривали в статье (ссылка на статью, текст которой прилагается). Отметим только, что за одно и то же событие правонарушения к ответственности привлекается как сама НФО, так и ее должностные лица.

Напомним, что санкция ч. 1 ст. 15.27 предусматривает предупреждение или штраф в диапазоне от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц и от 10 000 до 30 000 рублей – для должностных лиц. При этом предупреждение может быть вынесено только за впервые совершенное по данной статье административное правонарушение, то есть если на дату вынесения должностным лицом Банка России постановления отсутствует ранее вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, с даты вступления в законную силу которого прошло менее одного года.

Санкция ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает более суровое наказание — штраф в диапазоне от 200 000 до 400 000 рублей для юридических лиц и от 30 000 до 50 000 рублей — для должностных лиц. Предупреждение данной частью не предусмотрено.

 

Ситуация

В рамках дистанционного надзора по результатам рассмотрения представленных ООО МКК «NNN» копий документов, в том числе подтверждающих проведение проверок, предусмотренных пи. 7 п. ст. 7, п. 6 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (далее — Проверки) за период с 01.01.2020 по 20.03.2021; копий ФЭС, направленных в уполномоченный орган с результатами проведенных Проверок, выявлены следующие нарушения п. 2 Указания № 4937-У.

В нарушение п. 2 Таблицы 3.4, п. 4 Таблицы 2.5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (далее — Порядок) в показателе «Наименование НФО (филиала НФО), представляющей (представляющего) сведения» для юридического лица (<НаимНФО><ЮрЛицо>) блока «Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем сведения» (<ИнфНФО>) указано ООО МКК «NNN» вместо Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «NNN» согласно данным ЕГРЮЛ и Устава (14 эпизодов).

В нарушение п. 2 Таблицы 3.4, п. 12 Таблицы 2.5, п. 1 Таблицы 2.4 Порядка в показателе «Почтовый индекс» (<Индекс>) показателя «Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ, адрес места жительства» (<АдрРег>) типа данных «Сведения об НФО (филиале НФО)» (<ИнфНФО>) указан почтовый индекс адреса (места нахождения) юридического лица, отличный от внесенного в ЕГРЮЛ (14 эпизодов).

В нарушение п. 5 Таблицы 3.4 Порядка в показателе «Дата проведения предыдущей проверки» (<ДатаПредПров>) информационной части ФЭС указана дата окончания проведения предыдущей проверки, отличная от указанной в соответствующем Акте Проверки (3 эпизода).

В нарушение пи. 3.1.1 п. 3.1 Порядка присвоены некорректные номера ФЭС, а именно к символу Хnn (порядковый номер файла, сформированного в течение дня) применена сквозная нумерация в течение года (14 эпизодов).

Решение.

Общество и СДЛ привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесены наказания в виде предупреждения.

 

Ситуация

В рамках дистанционного надзора за исполнением страховыми организациями положений Федерального закона № 115-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ Обществу был направлен запрос о предоставлении копий документов и ФЭС, содержащих сведения об операциях клиентов, и направленных в уполномоченный орган в период с 01.01.2019  по 30.06.2019.

В результате рассмотрения представленных Обществом ФЭС и копий документов, послуживших основанием для их направления, установлены факты направления Обществом недостоверных сведений в уполномоченный орган (26 эпизодов), а именно:

  • не указаны представители плательщика и/или получателя по операции (код операции 5003, 8001);
  • дата операции не соответствует акту приема-передачи имущества в лизинг (код операции 5003);
  • сумма операции не соответствует акту приема-передачи имущества в лизинг (код операции 5003);
  • в качестве плательщика по операции указано лицо, не являющееся таковым по условиям сделки (код операции 5003);
  • в качестве плательщика по операции указан получатель (код операции 5003);
  • в качестве плательщика по операции указан представитель плательщика (код операции 5003);
  • указаны некорректные паспортные данные плательщика (код операции 8001).

Таким образом, Обществом в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115‑ФЗ документально зафиксированы и представлены в уполномоченный орган недостоверные (не соответствующие первичным документам) сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым его клиентами.

Решение.

Общество и СДЛ привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесены наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей и 30 000 рублей соответственно.

 

Ситуация

При осуществлении дистанционного надзора в соответствии со статьями 76.1, 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банком России в деятельности Ломбарда установлено нарушение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В ходе анализа представленных Ломбардом копий ФЭС, первичных и иных документов, обосновывающих направление в уполномоченный орган ФЭС об операции по коду 5005 «Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий», установлено нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, выразившееся в представления в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно дата операции не соответствует дате акта приема-передачи движимого имущества, приобретенного на аукционе.

Ломбардом направлено ФЭС с типом записи «З», нарушение в части заполнения поля <ДатаОперации> устранено.

Согласно представленным объяснениям Ломбардом совершена техническая опечатка в информации о дате операции. Представленные объяснения не исключают наличие в действиях Ломбарда нарушения пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Решение.

Ломбард и СДЛ привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. С учетом ст. 4.1.1 КоАП РФ (Ломбард является субъектом малого  предпринимательства, правонарушение совершено впервые) штраф заменен на предупреждение.

 

Ситуация

В рамках дистанционного надзора, осуществляемого территориальным подразделением Банка России в соответствии со ст.ст. 76.1, 76.5 Федерального закона № 86‑ФЗ, в Кооператив направлен запрос о предоставлении информации о проведении проверок, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 7, Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе копий ФЭС, направленных в период с 01.01.2019 по 20.07.2020, с приложением копий документов, подтверждающих проведение проверок.

Кооперативом представлены копии актов, подтверждающих проведение проверок наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее — Проверки). При этом копии ФЭС о результатах проведенных Проверок, направленных в уполномоченный орган, Кооперативом представлены не были.

Как следует из пояснений Кооператива, информирование уполномоченного органа не проводилось по причине того, что в результате Проверок среди членов Кооператива не было выявлено физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Неисполнение установленной пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 6 ст. 7.5 Федерального закона № 115‑ФЗ обязанности по информированию уполномоченного органа о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, свидетельствует о ненадлежащем осуществлении Кооперативом внутреннего контроля.

Решение

Кооператив и СДЛ привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесены наказания в виде предупреждения.

Обратится за консультацией Вы можете оставив контакты: