Формирование ФЭС для НФО

Направление сведений в Росфинмониторинг (формирование ФЭС)

Одним из объектов проверок Банком России соблюдения НФО требований законодательства в сфере ПОД/ФТ является корректность и своевременность направления сведений в Росфинмониторинг.

НФО путем заполнения соответствующих интерактивных форм в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга обязаны формировать формализованные электронные сообщения (ФЭС) по разным фактам своей деятельности – об операциях клиентов, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях; о результатах проверок клиентов на принадлежность к террористам/экстремистам; о приостановлении операций или блокировании средств клиентов и др. иные формы взаимодействия с Росфинмониторингм в настоящее время не предусмотрены – ни письма, ни электронные носители информации слать не нужно и даже нельзя.

Периодически в рамках дистанционного надзора от Банка России в адрес НФО поступают требования предоставить сведения за период (как правило, с начала предшествующего запросу года по дату ответа на запрос) о проведенных проверках клиентов на их причастность к терроризму/экстремизму (в рамках выполнения требований пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 6 ст. 7.5 Федерального закона № 115‑ФЗ) с приложением первичных документов 9актов проверок), соответствующих ФЭС и квитанций об их принятии.

Кроме того, между Банком России и Росфинмониторингом осуществляется обмен данными по всем направленным поднадзорными Банку России организациями ФЭС, в которых при автоматической обработке сработали триггеры нарушений (как правило, по срокам). По таким ФЭС Банк России обязательно сделает запрос и проведет детальный анализ первичных документов.

ФЭС анализируются на предмет соответствия требованиям Банка России к порядку формирования и заполнения полей, данным первичных документов, срокам направления сведений в Росфинмониторинг.

Нарушения, выявленные в ходе проверок, могут явиться основанием для выдачи предписания об их устранении, а также стать причиной возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 и ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ как в отношении самой НФО, так и ее должностных лиц.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного Банком России предписания об устранении нарушения в свою очередь влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 15ю27 КоАП РФ.

Вот почему крайне важно понимать и применять требования по формированию ФЭС, внимательно заполнять все поля, применять принцип «4 глаза» перед отправкой сообщений в Росфинмониторинг. Цена даже незначительной, на первый взгляд, ошибки – многотысячные штрафы.

Вы можете даже не догадываться о том, что делаете что-то не так – своевременно проводите проверки, выявляете операции, направляете  ФЭС дважды перепроверяя данные. Однако, при открытии личного кабинета на сайте Росфинмониторинга данные о Вашей компании, возможно, были занесены не корректно – не соответствуют данным ЕГРЮЛ или содержат сокращение «ООО» вместо «общество с ограниченной ответственностью»; может, вы забыли внести сведения о новом специальном должностном лице. В таком случае, велика вероятность того, что Банк России рано или поздно это выявит. Не стоит дожидаться предписания, лучше исправить все самостоятельно и избежать в будущем участия в административном производстве.

Эксперты Компании ФКД Консалт помогут Вам разобраться в тонкостях формирования ФЭС, ответят на вопросы по корректному заполнению полей, проведу аудит отправленных ФЭС на соответствие первичным документам и требованиям нормативных актов Банка России.

 

Ознакомьтесь с кейсами реальных административных дел по ФЭС