Обзор судебной практики по вопросам исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Ни для кого не секрет, что в Российской Федерации судебная практика имеет колоссальное значение. А потому, специалистам по финансовому мониторингу недостаточно просто прочесть нормативные правовые акты и быть уверенными в том, что они правильно трактуют нормы законодательства. Важно понимать какой позиции придерживаются судебные органы по тому или иному вопросу, ведь именно они дополняют и конкретизируют нормы права с учетом реальных гражданско-правовых отношений.

Орлова Алена

  • Орлова Алена, практикующий юрист, член Национальной Ассоциации Комплаенс

В череде споров по вопросам соблюдения «антиотмывочного» законодательства немалую долю занимают споры, касающиеся относимости предпринимателя к числу субъектов «первичного финансового мониторинга». Примеры соответствующих судебных разбирательств приведены в Приложении №1 и №2. Поэтому, если предприниматель сомневается в вопросах необходимости взаимодействия с финансовой разведкой с учетом особенностей его непосредственной финансово-хозяйственной деятельности, ему рекомендуется ознакомиться с правоприменительной практикой и (или) написать запрос в регулирующий орган, чтобы окончательно во всем разобраться.

Как показывает анализ дел об административных нарушениях, и вы можете убедиться в этом лично, основной причиной допускаемых контролируемыми лицами нарушений является банальное непонимание требований ФЗ_115 и главной цели, которую преследует законодатель, возлагая на субъекты такую большую нагрузку. Именно по этой причине, субъектам полезно в рамках целевого обучения ознакомиться и с информационным письмами Уполномоченного органа, и с правоприменительной практикой по вопросам соблюдения «антиотмывочного» законодательства.

В большинстве случаев надзорный орган ограничивается менее строгими санкциями к своим поднадзорным субъектам. Росфинмониторинг не раз отмечал, что главной задачей в ходе контрольно-надзорной деятельности является донесение до субъекта всей важности сотрудничества с Росфинмониторингом в борьбе с такими тяжкими преступлениями против человека, общества и государства, как терроризм и его финансирование.

Приложение №1

Обзор судебного решения – Когда бухгалтерские фирмы подпадают по 115-ФЗ?

В чем заключается спор

Некоторые компании, которые занимаются консалтингом и ведением бухучета по договору, задаются вопросом — нужно ли им исполнять 115-ФЗ.

Казалось бы, бухгалтерские фирмы подпадают под действие закона, только если проводят операции от имени клиента, перечисленные в ст. 7.1. То есть, когда ведут деятельность на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Однако это буквальное толкование закона — суды признают его неверным.

Росфинмониторинг приводил свою позицию в письме от 19.07.2018 № 54. Под бухгалтерское обеспечение деятельности, которое упоминается в законе, подпадают организация и ведение учета, сдача отчетности, консультирование, оформление документов. На практике оказывается, что речь идет о любой предпринимательской деятельности в сфере бухгалтерии.

Суды также не поддерживают аргумент участников рынка о том, что они не должны соблюдать закон, раз не проводят операции от имени клиентов. Принимать меры по ПОД/ФТ нужно всем организациям — субъектам 115-ФЗ. 

О чем говорит судебная практика

Рассказываем про долгий спор с прокуратурой. Консалтинговая фирма оспаривала требование — соблюдать 115-ФЗ. Точку в деле поставила кассационная инстанция. Суд не поддержал позицию компании.
Почему компания обратилась в суд

В сентябре 2018 прокуратура Абакана проверяла, как компании региона соблюдают требования по ПОД/ФТ. Один из запросов направили в консалтинговую фирму, которая помогает клиентам вести бизнес, консультирует по вопросам налогов и заполняет отчетность.

Во время проверки прокуратура выявила нарушения. Так, в компании не разработали правила внутреннего контроля и не назначили специальное должностное лицо.

 

Прокуратура вынесла представление — нарушения исправить. Однако компания с этим решением не согласилась и обратилась в Арбитражный суд.
На чем настаивала компания

Консалтинговая компания не считала, что их деятельность не подпадает под Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Представители фирмы настаивали, что не готовят от имени своих клиентов операции с деньгами или имуществом, указанные в ст. 7.1 115-ФЗ. Поэтому им не нужно принимать меры, направленные на ПОД/ФТ.

Какой вывод сделал суд
Арбитражный суд пришел к выводу: истец неверно толкует правовые нормы. По данным ЕГРЮЛ, компания занимается бухгалтерским учетом, финансовым аудитом и консультациями по налогам. Значит, ее деятельность подпадает под п. 1 ст. 7.1 115-ФЗ.

Суд постановил, что все субъекты закона обязаны принимать меры по ПОД/ФТ — даже если не проводят операции от имени клиентов. Организациям нужно:

  • разработать правила внутреннего контроля;
  • назначить специалиста, ответственного за выполнение ПВК;
  • проводить идентификацию клиентов и принимать другие меры.

Также суд пришел к выводу, что такие меры не нарушают права организации заниматься предпринимательством.

Апелляция и Кассация согласились с выводами первой инстанции.

Что делать бухгалтерским фирмам

Вывод такой — любая предпринимательская деятельность, связанная с бухгалтерскими и юридическими услугами, подпадает под 115-ФЗ. Будь то ведение бухучета, сдача отчетности или консультации по налогам. Чтобы избежать вопросов со стороны регулятора, нужно соблюдать требования закона.

В первую очередь, стоит разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, которое будет отвечать за их выполнение, и зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

Затем, перед подписанием договоров с клиентами, проводить их полную идентификацию, оценивать риски и сохранять анкеты.

Приложение №2

№ дела            Суть нарушения              выявленного

(позиция регулятора)

Позиция предпринимателя

(Субъекта_115ФЗ)

     Судебная правовая позиция
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2020 года №Ф02-5669/2020 Лизинговой компанией не представлены надлежащим образом и в установленные сроки сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю – передача имущества в лизинг.

 

 

Выписан административный штраф: 200 000 тысяч рублей

 

 

Компания уверяет суд, что отчетность ею была      направлена своевременно:

·         по мнению Общества, датой совершения операции с имуществом является дата заключения договора лизинга

 

 

Суд на стороне надзорного органа:

 

·            согласно императивному требованию законодательства РФ основанием для направления информации в РФМ является подписание передаточного документа, подтверждающего фактическую передачу имущества в Лизинг

·            именно передаточный документ служит основанием передачи имущества в Лизинг

·            сам договор лизинга является в данном случае документом-основанием совершения операции, НО не подтверждает передачу имущества как таковую

Вывод:

Неправильное понимание норм права и не ознакомление субъекта с разъяснениями регулятора, в том числе, с Информационным письмом РФМ от 28.06.2011г. №15, дающим подробные разъяснения по данному вопросу

Определение Верховного Суда РФ от 28 января 2020 года N 308-ЭС19-26654 по делу N А32-45831/2018

 

 

Аналогичная позиция: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 N 13АП-6872/2019 по делу N А56-125815/2018

 

 

Агентством недвижимости не представлены отчеты об операциях, подлежащих обязательному контролю

 

 

 

 

 

 

Выписан административный штраф: 200 000 тысяч рублей

 

 

Агентство недвижимости просит признать нарушение малозначительным и снизить размер наказание до предупреждения, ведь

·         нарушение совершено впервые

·          в период проведения поверки приняты меры по устранению нарушений

·         РФМ была нарушена процедура привлечения к ответственности

Суд принял позицию регулятора:

пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей наносит ущерб важным охраняемым отношениям, таким как – безопасность граждан, общества и государства. А потому, подобное нарушение не может рассматриваться как малозначительное и нет оснований для снижения размера ответственности

 

Вывод: малозначительность правонарушения имеет место в исключительных случаях

 

 

№ дела            Суть нарушения              выявленного

(позиция регулятора)

Позиция предпринимателя

(Субъекта_115ФЗ)

  Судебная правовая позиция
Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2020 N 307-ЭС20-9983 по делу N А56-82700/2019

 

Агентство недвижимости на учете в МРУ Росфинмониторинга не состоит, правила внутреннего контроля не разработаны, специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля, не назначены, отчётность не подавалась

 

Организация не относит себя к субъектам закона 115_ФЗ

(нет ОКВЭДа)

·          основным видом деятельности Общества является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.1.)

(Формальный признак)

·          принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД

(Реальная хозяйствующая деятельность)

Вывод: организация подпадает под контроль и регулирование ФЗ №115 как при наличии одновременно 2х признаков, так и при наличии каждого признака по отдельности.

 

Кроме того, консультационные, информационные и справочные услуги являются составной частью посреднических услуг.

Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21 января 2019 года №19АП-9858/2018 по делу N А64-7415/2018

 

ФГУП Почта России (Филиал) не приняла меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и осуществила почтовый перевод получателю – террористу

 

Выписан административный штраф: 300 000 тысяч рублей

 

Роскомндадзор настаивает на таком размере штрафа и считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для снижения размера административного штрафа

 

Правонарушение является тяжким и создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении Филиала к исполнению своих публично-правовых обязанностей

 

 

Субъект вину признает, однако просит назначить штраф ниже низшего предела

(ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ)

 

Суд счел возможным снизить назначенный административным органом штраф до 150 000 тысяч рублей, ввиду следующего:

 

 

·         Процедура замораживания активов и приостановления операции – это две разные процедуры;

·         Выплата почтового перевода подлежала именно замораживанию (блокированию), чего Почта России (филиал) не сделала;

·         Однако, такая операция, как непосредственная выплата почтового перевода Террористу была приостановлена отделением почты Тамбовской области, о чем свидетельствует направленное в Росфинмониторинг сообщение ФЭС;

·         То есть фактическая выплата денежных средств по переводу преступнику-террористу не состоялась;

·         Тем самым конечная цель ФЗ_115 выполнена – получение подконтрольным лицом переведенных ему средств предотвращено;

·         Террорист лишен возможности получения и распоряжения денежными средствами (активами)

 

Вывод: Штраф снизят, если суд учтёт отсутствие отягчающих и (или) наличие смягчающих или исключительных обстоятельств, связанных, в том числе, с характером нарушения, его последствиями, имущественным положением лица, и иные обстоятельства

 

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 N 15АП-6749/2019 по делу N А32-10036/2018

 

 

 

 

Аналогичное решение:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-38576/2018 по делу А40-45581/18

Салон связи «Евросеть», как распространитель лотерей, при продаже лотерейного билета (стоимость 100 рублей) не провел идентификацию Покупателя – физического лица, как участника лотереи (кассир даже не попросил у клиента паспорт)

 

 

Выписан административный штраф: 50 000 тысяч рублей

 

Организация не согласна с решением ФНС, ввиду того, что обязанности идентифицировать покупателя лотерейного билета стоимостью 100 рулей закон-вом РФ не установлена Суд отменил штраф ФНС:

 

·         Законодательством РФ предусмотрено, что распространителям лотерей (операторам лотерей) не нужно проводить идентификацию участников лотерей при сумме расчета с последними до 15 000 рублей;

·         Салон связи обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600 000 руб., а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 руб.

Вывод: Идентификация – ключевой этап в работе с клиентом. Однако, в законе описаны случаи, когда процедуру можно не проводить.

 

№ дела            Суть нарушения              выявленного

(позиция регулятора)

Позиция предпринимателя

(Субъекта_115ФЗ)

  Судебная правовая позиция
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2022 N Ф06-25624/2022 по делу N А12-4457/2022

 

Ювелирная организация, осуществляя деятельность по покупке драгоценных металлов не выполняла требования 115_ФЗ, а именно:

– нет Личного кабинета;

 – СДЛ не соответствует квалификационным требованиям;

директор, юрист и бухгалтер не прошли Целевой инструктаж;

Правила внутреннего контроля не соответствуют зак-ву РФ;

нет важного документа «Перечень сотрудников, подлежащих обучению по ПОД/ФТ»;

не сдавалась отчётность;

отсутствие внутреннего контроля в целом.

 

Выписан административный штраф: 50 000 тысяч рублей и вынесено требование немедленно устранить все нарушения

 

 

 

Организация не относит себя к числу субъектов ФЗ _115:

 

Потому что, приобретенные по договорам поставки драгоценные металлы используются для производства продукции химического назначения

 

 

Суд на стороне Пробирной палаты:

 

·         Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях;

·         Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (Субъектом 115_ФЗ)

 

 

 

Вывод: Организация самостоятельно подала заявление на постановку на специальный учет в Пробирную палату по ЮФО. А значит, организация относит себя к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами либо иным имуществом. Если есть непонимание в требованиях законодательства, организации всегда могут сделать запрос в контрольно-надзорных орган и во всем разобраться.

 

 

 

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 N 07АП-10065/21 по делу N А27-7822/2021

 

Лизинговая компания не направила сведения о 8 (восьми) операциях, подлежащих обязательному контроля

 

Выписан административный штраф: 200 000 тысяч рублей

 

Представитель лизинговой компании утверждал, что все сведения по сделкам, подлежащим обязательному контролю, были представлены в уполномоченный орган вовремя Суд поддержал позицию РФМ. При формировании отчетности были допущены существенные нарушения, а именно:

 

·         при формировании сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, Общество указывало общую сумму договора финансовой аренды, а не стоимость передаваемого имущества. Необходимо учитывать, что стоимость предмета лизинга — это сумма денежных средств, направленных на его приобретение лизингодателем;

·         кроме того, в ФЭС в разделе «Сведения об участнике операции (сделки)» по коду «01 Плательщик» указывается лизингодатель – лицо, передающее имущество по договору лизинга. А Организация в сведениях о плательщике ошибочно указало лизингополучателя

 

Вывод:

 

Таким образом, лизинговая компания фактически представила в Росфинмониторинг не сведения об операции по передаче предмета лизинга, а о какой-то иной операции (сделке). Совершение многочисленных ошибок в порядке заполнения направленного ФЭС стало равнозначным непредставлению необходимой информации

 

 

Постановлением ФАС Московского округа от 13.03.2014 N Ф05-1642/2014 данное постановление оставлено без изменения

 

Ювелирная организация частично не направляла отчетность, об операциях, подлежащих обязательному контролю

 

 

·            Организация отчитывалась по операциям только на основании товарных накладных (операции с имуществом),

·            Однако, увы и ах, но и по операциям на основании платежных поручений (операции с денежными средствами) нужно отчитываться у Уполномоченный орган

 

 

Выписан административный штраф: 300 000 тысяч рублей и вынесено требование немедленно устранить все нарушения

 

Суд поддержал позицию Пробирной палаты:

 

·         совершая операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600 000 руб., обязано направлять сообщения о любом виде операций (получения или совершение платежей за драгоценные металлы и лом ювелирных изделий, получение и передача драгоценных металлов и лома ювелирных изделий);

·         законодательное использование термина “операции” с денежными средствами или иным имуществом определено возможностью совершения в рамках одной сделки (договора), в различных его формах, неопределенного количества операций с товаром и платежами за данный товар на протяжении длительного времени.

 

Вывод: Чтобы избежать штрафов, необходимо не просто знать о требованиях зак-ва, но и понимать эти требования. Для этого необходимо грамотно разрабатывать все необходимые внутренние документы, и регулярно обучать сотрудников.

 

И, пожалуй, самое главное, отслеживать все операции, которые подлежат обязательному контролю и вовремя сообщать о них Уполномоченному органу.

 

Перечень операций установлен в статье 6 ФЗ_115. Кроме того, ОПОК устанавливается на уровне отдельного Приказа РФМ и ЦБ РФ (Гибкий ОПОК).

Постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года №01АП-5839/2019 по делу А43-11797/2019 Лизинговая компания не исполняла требования законодательства РФ:

·         был выявлен целый комплекс нарушений (компания 2 года не исполняла ФЗ_115): не проводилась идентификация клиентов, не устанавливались бенефициары, не выявлялись операции, и тем более не представлялись сведения по ним в Росфинмониторинг;

·         кроме того, компания не выявила операции (сделку), отвечающую признакам необычных сделок, а именно: предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Сведения о такой операции документально не зафиксированы, решение о направлении/ненаправлении в Росфинмониторинг сведений о данных сделках руководителем Компании не принималось

 

 

Общество не относит себя к числу субъектов 115_ФЗ, поскольку:

заключаемые контракты по своей правовой природе являются арендой с правом выкупа имущества, а не лизингом. Общество передает в аренду свое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а не покупает у третьих лиц.

Суд принял позицию МРУ Росфинмониторинга:

 

·         природа заключенных Обществом контрактов представляет собой непосредственно финансовую аренду (лизинг) с правом выкупа, а значит требования в части ПОД/ФТ распространяется на нее в полном объеме.

 

 

 

Вывод: если есть недопонимание в законодательстве, всегда можно написать запрос в контрольно-надзорных орган и получить разъяснение.

 

 

 

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2022 года по делу № Ф06-24819/2022 Отделение ЦБ привлекло ипотечный кооператив к административной ответственности за не верное заполнение ФЭС, а именно использование неверной версии формата ФЭС

 

 

Выписан административный штраф: 50 000 тысяч рублей

 

 

 

 

 

Компания просит заменить штраф на устное замечание. Аргумент:

 

·          угроза распространения новой коронавирусной инфекции и специальная военная операция, проводимая на Донбассе оказали неблагоприятное влияние на работу кооператива

Суд отклонил доводы кооператива, поскольку она не подтверждены какими-либо относимыми дополнительными аргументами

 

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 N 12АП-8926/2018 по делу N А06-2997/2018

 

Агентство недвижимости (субъект ст.5) привлечено к административной ответственности в виде штрафа, поскольку:

·            организация вместо прохождения процедуры постановки на учёт (как субъект ст.5) , просто направило заявку на регистрацию личного кабинета ( как субъект ст.7.1.)

Организация просит применить минимальную санкцию административного наказания в виде предупреждения.

 

Суд отклонил доводы Агентства недвижимости:

 

·     функционал Личного кабинета не одинаков для всех организаций, поименованных в Федеральном законе N 115-ФЗ, и имеет различия в зависимости от видов деятельности;

·     таким образом организация не исполняла надлежащим образом «антиотмывочное» законодательства, что создало существенную угрозу для государства и общества