Обзор судебной практики по вопросам исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Ни для кого не секрет, что в Российской Федерации судебная практика имеет колоссальное значение. А потому, специалистам по финансовому мониторингу недостаточно просто прочесть нормативные правовые акты и быть уверенными в том, что они правильно трактуют нормы законодательства. Важно понимать какой позиции придерживаются судебные органы по тому или иному вопросу, ведь именно они дополняют и конкретизируют нормы права с учетом реальных гражданско-правовых отношений.
- Орлова Алена, практикующий юрист, член Национальной Ассоциации Комплаенс
В череде споров по вопросам соблюдения «антиотмывочного» законодательства немалую долю занимают споры, касающиеся относимости предпринимателя к числу субъектов «первичного финансового мониторинга». Примеры соответствующих судебных разбирательств приведены в Приложении №1 и №2. Поэтому, если предприниматель сомневается в вопросах необходимости взаимодействия с финансовой разведкой с учетом особенностей его непосредственной финансово-хозяйственной деятельности, ему рекомендуется ознакомиться с правоприменительной практикой и (или) написать запрос в регулирующий орган, чтобы окончательно во всем разобраться.
Как показывает анализ дел об административных нарушениях, и вы можете убедиться в этом лично, основной причиной допускаемых контролируемыми лицами нарушений является банальное непонимание требований ФЗ_115 и главной цели, которую преследует законодатель, возлагая на субъекты такую большую нагрузку. Именно по этой причине, субъектам полезно в рамках целевого обучения ознакомиться и с информационным письмами Уполномоченного органа, и с правоприменительной практикой по вопросам соблюдения «антиотмывочного» законодательства.
В большинстве случаев надзорный орган ограничивается менее строгими санкциями к своим поднадзорным субъектам. Росфинмониторинг не раз отмечал, что главной задачей в ходе контрольно-надзорной деятельности является донесение до субъекта всей важности сотрудничества с Росфинмониторингом в борьбе с такими тяжкими преступлениями против человека, общества и государства, как терроризм и его финансирование.
Приложение №1
Обзор судебного решения – Когда бухгалтерские фирмы подпадают по 115-ФЗ?
В чем заключается спор
Некоторые компании, которые занимаются консалтингом и ведением бухучета по договору, задаются вопросом — нужно ли им исполнять 115-ФЗ.
Казалось бы, бухгалтерские фирмы подпадают под действие закона, только если проводят операции от имени клиента, перечисленные в ст. 7.1. То есть, когда ведут деятельность на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Однако это буквальное толкование закона — суды признают его неверным.
Росфинмониторинг приводил свою позицию в письме от 19.07.2018 № 54. Под бухгалтерское обеспечение деятельности, которое упоминается в законе, подпадают организация и ведение учета, сдача отчетности, консультирование, оформление документов. На практике оказывается, что речь идет о любой предпринимательской деятельности в сфере бухгалтерии.
Суды также не поддерживают аргумент участников рынка о том, что они не должны соблюдать закон, раз не проводят операции от имени клиентов. Принимать меры по ПОД/ФТ нужно всем организациям — субъектам 115-ФЗ.
О чем говорит судебная практика
Рассказываем про долгий спор с прокуратурой. Консалтинговая фирма оспаривала требование — соблюдать 115-ФЗ. Точку в деле поставила кассационная инстанция. Суд не поддержал позицию компании.
Почему компания обратилась в суд
В сентябре 2018 прокуратура Абакана проверяла, как компании региона соблюдают требования по ПОД/ФТ. Один из запросов направили в консалтинговую фирму, которая помогает клиентам вести бизнес, консультирует по вопросам налогов и заполняет отчетность.
Во время проверки прокуратура выявила нарушения. Так, в компании не разработали правила внутреннего контроля и не назначили специальное должностное лицо.
Прокуратура вынесла представление — нарушения исправить. Однако компания с этим решением не согласилась и обратилась в Арбитражный суд.
На чем настаивала компания
Консалтинговая компания не считала, что их деятельность не подпадает под Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Представители фирмы настаивали, что не готовят от имени своих клиентов операции с деньгами или имуществом, указанные в ст. 7.1 115-ФЗ. Поэтому им не нужно принимать меры, направленные на ПОД/ФТ.
Какой вывод сделал суд
Арбитражный суд пришел к выводу: истец неверно толкует правовые нормы. По данным ЕГРЮЛ, компания занимается бухгалтерским учетом, финансовым аудитом и консультациями по налогам. Значит, ее деятельность подпадает под п. 1 ст. 7.1 115-ФЗ.
Суд постановил, что все субъекты закона обязаны принимать меры по ПОД/ФТ — даже если не проводят операции от имени клиентов. Организациям нужно:
- разработать правила внутреннего контроля;
- назначить специалиста, ответственного за выполнение ПВК;
- проводить идентификацию клиентов и принимать другие меры.
Также суд пришел к выводу, что такие меры не нарушают права организации заниматься предпринимательством.
Апелляция и Кассация согласились с выводами первой инстанции.
Что делать бухгалтерским фирмам
Вывод такой — любая предпринимательская деятельность, связанная с бухгалтерскими и юридическими услугами, подпадает под 115-ФЗ. Будь то ведение бухучета, сдача отчетности или консультации по налогам. Чтобы избежать вопросов со стороны регулятора, нужно соблюдать требования закона.
В первую очередь, стоит разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, которое будет отвечать за их выполнение, и зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.
Затем, перед подписанием договоров с клиентами, проводить их полную идентификацию, оценивать риски и сохранять анкеты.
Приложение №2
№ дела | Суть нарушения выявленного
(позиция регулятора) |
Позиция предпринимателя
(Субъекта_115ФЗ) |
Судебная правовая позиция |
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2020 года №Ф02-5669/2020 | Лизинговой компанией не представлены надлежащим образом и в установленные сроки сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю – передача имущества в лизинг.
Выписан административный штраф: 200 000 тысяч рублей
|
Компания уверяет суд, что отчетность ею была направлена своевременно:
· по мнению Общества, датой совершения операции с имуществом является дата заключения договора лизинга
|
Суд на стороне надзорного органа:
· согласно императивному требованию законодательства РФ основанием для направления информации в РФМ является подписание передаточного документа, подтверждающего фактическую передачу имущества в Лизинг · именно передаточный документ служит основанием передачи имущества в Лизинг · сам договор лизинга является в данном случае документом-основанием совершения операции, НО не подтверждает передачу имущества как таковую Вывод: Неправильное понимание норм права и не ознакомление субъекта с разъяснениями регулятора, в том числе, с Информационным письмом РФМ от 28.06.2011г. №15, дающим подробные разъяснения по данному вопросу |
Определение Верховного Суда РФ от 28 января 2020 года N 308-ЭС19-26654 по делу N А32-45831/2018
Аналогичная позиция: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 N 13АП-6872/2019 по делу N А56-125815/2018
|
Агентством недвижимости не представлены отчеты об операциях, подлежащих обязательному контролю
Выписан административный штраф: 200 000 тысяч рублей
|
Агентство недвижимости просит признать нарушение малозначительным и снизить размер наказание до предупреждения, ведь
· нарушение совершено впервые · в период проведения поверки приняты меры по устранению нарушений · РФМ была нарушена процедура привлечения к ответственности |
Суд принял позицию регулятора:
пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей наносит ущерб важным охраняемым отношениям, таким как – безопасность граждан, общества и государства. А потому, подобное нарушение не может рассматриваться как малозначительное и нет оснований для снижения размера ответственности
Вывод: малозначительность правонарушения имеет место в исключительных случаях |
№ дела | Суть нарушения выявленного
(позиция регулятора) |
Позиция предпринимателя
(Субъекта_115ФЗ) |
Судебная правовая позиция |
Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2020 N 307-ЭС20-9983 по делу N А56-82700/2019
|
Агентство недвижимости на учете в МРУ Росфинмониторинга не состоит, правила внутреннего контроля не разработаны, специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля, не назначены, отчётность не подавалась
|
Организация не относит себя к субъектам закона 115_ФЗ
(нет ОКВЭДа) |
· основным видом деятельности Общества является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.1.)
(Формальный признак) · принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД (Реальная хозяйствующая деятельность) Вывод: организация подпадает под контроль и регулирование ФЗ №115 как при наличии одновременно 2х признаков, так и при наличии каждого признака по отдельности.
Кроме того, консультационные, информационные и справочные услуги являются составной частью посреднических услуг. |
Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21 января 2019 года №19АП-9858/2018 по делу N А64-7415/2018
|
ФГУП Почта России (Филиал) не приняла меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и осуществила почтовый перевод получателю – террористу
Выписан административный штраф: 300 000 тысяч рублей
Роскомндадзор настаивает на таком размере штрафа и считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для снижения размера административного штрафа
Правонарушение является тяжким и создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении Филиала к исполнению своих публично-правовых обязанностей
|
Субъект вину признает, однако просит назначить штраф ниже низшего предела
(ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ)
|
Суд счел возможным снизить назначенный административным органом штраф до 150 000 тысяч рублей, ввиду следующего:
· Процедура замораживания активов и приостановления операции – это две разные процедуры; · Выплата почтового перевода подлежала именно замораживанию (блокированию), чего Почта России (филиал) не сделала; · Однако, такая операция, как непосредственная выплата почтового перевода Террористу была приостановлена отделением почты Тамбовской области, о чем свидетельствует направленное в Росфинмониторинг сообщение ФЭС; · То есть фактическая выплата денежных средств по переводу преступнику-террористу не состоялась; · Тем самым конечная цель ФЗ_115 выполнена – получение подконтрольным лицом переведенных ему средств предотвращено; · Террорист лишен возможности получения и распоряжения денежными средствами (активами)
Вывод: Штраф снизят, если суд учтёт отсутствие отягчающих и (или) наличие смягчающих или исключительных обстоятельств, связанных, в том числе, с характером нарушения, его последствиями, имущественным положением лица, и иные обстоятельства
|
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 N 15АП-6749/2019 по делу N А32-10036/2018
Аналогичное решение: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-38576/2018 по делу А40-45581/18 |
Салон связи «Евросеть», как распространитель лотерей, при продаже лотерейного билета (стоимость 100 рублей) не провел идентификацию Покупателя – физического лица, как участника лотереи (кассир даже не попросил у клиента паспорт)
Выписан административный штраф: 50 000 тысяч рублей
|
Организация не согласна с решением ФНС, ввиду того, что обязанности идентифицировать покупателя лотерейного билета стоимостью 100 рулей закон-вом РФ не установлена | Суд отменил штраф ФНС:
· Законодательством РФ предусмотрено, что распространителям лотерей (операторам лотерей) не нужно проводить идентификацию участников лотерей при сумме расчета с последними до 15 000 рублей; · Салон связи обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600 000 руб., а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 руб. Вывод: Идентификация – ключевой этап в работе с клиентом. Однако, в законе описаны случаи, когда процедуру можно не проводить.
|
№ дела | Суть нарушения выявленного
(позиция регулятора) |
Позиция предпринимателя
(Субъекта_115ФЗ) |
Судебная правовая позиция |
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2022 N Ф06-25624/2022 по делу N А12-4457/2022
|
Ювелирная организация, осуществляя деятельность по покупке драгоценных металлов не выполняла требования 115_ФЗ, а именно:
– нет Личного кабинета; – СДЛ не соответствует квалификационным требованиям; – директор, юрист и бухгалтер не прошли Целевой инструктаж; – Правила внутреннего контроля не соответствуют зак-ву РФ; – нет важного документа «Перечень сотрудников, подлежащих обучению по ПОД/ФТ»; – не сдавалась отчётность; – отсутствие внутреннего контроля в целом.
Выписан административный штраф: 50 000 тысяч рублей и вынесено требование немедленно устранить все нарушения
|
Организация не относит себя к числу субъектов ФЗ _115:
Потому что, приобретенные по договорам поставки драгоценные металлы используются для производства продукции химического назначения
|
Суд на стороне Пробирной палаты:
· Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях; · Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (Субъектом 115_ФЗ)
Вывод: Организация самостоятельно подала заявление на постановку на специальный учет в Пробирную палату по ЮФО. А значит, организация относит себя к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами либо иным имуществом. Если есть непонимание в требованиях законодательства, организации всегда могут сделать запрос в контрольно-надзорных орган и во всем разобраться.
|
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 N 07АП-10065/21 по делу N А27-7822/2021
|
Лизинговая компания не направила сведения о 8 (восьми) операциях, подлежащих обязательному контроля
Выписан административный штраф: 200 000 тысяч рублей
|
Представитель лизинговой компании утверждал, что все сведения по сделкам, подлежащим обязательному контролю, были представлены в уполномоченный орган вовремя | Суд поддержал позицию РФМ. При формировании отчетности были допущены существенные нарушения, а именно:
· при формировании сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, Общество указывало общую сумму договора финансовой аренды, а не стоимость передаваемого имущества. Необходимо учитывать, что стоимость предмета лизинга — это сумма денежных средств, направленных на его приобретение лизингодателем; · кроме того, в ФЭС в разделе «Сведения об участнике операции (сделки)» по коду «01 Плательщик» указывается лизингодатель – лицо, передающее имущество по договору лизинга. А Организация в сведениях о плательщике ошибочно указало лизингополучателя
Вывод:
Таким образом, лизинговая компания фактически представила в Росфинмониторинг не сведения об операции по передаче предмета лизинга, а о какой-то иной операции (сделке). Совершение многочисленных ошибок в порядке заполнения направленного ФЭС стало равнозначным непредставлению необходимой информации
|
Постановлением ФАС Московского округа от 13.03.2014 N Ф05-1642/2014 данное постановление оставлено без изменения
|
Ювелирная организация частично не направляла отчетность, об операциях, подлежащих обязательному контролю
· Организация отчитывалась по операциям только на основании товарных накладных (операции с имуществом), · Однако, увы и ах, но и по операциям на основании платежных поручений (операции с денежными средствами) нужно отчитываться у Уполномоченный орган
Выписан административный штраф: 300 000 тысяч рублей и вынесено требование немедленно устранить все нарушения
|
Суд поддержал позицию Пробирной палаты:
· совершая операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600 000 руб., обязано направлять сообщения о любом виде операций (получения или совершение платежей за драгоценные металлы и лом ювелирных изделий, получение и передача драгоценных металлов и лома ювелирных изделий); · законодательное использование термина “операции” с денежными средствами или иным имуществом определено возможностью совершения в рамках одной сделки (договора), в различных его формах, неопределенного количества операций с товаром и платежами за данный товар на протяжении длительного времени.
Вывод: Чтобы избежать штрафов, необходимо не просто знать о требованиях зак-ва, но и понимать эти требования. Для этого необходимо грамотно разрабатывать все необходимые внутренние документы, и регулярно обучать сотрудников.
И, пожалуй, самое главное, отслеживать все операции, которые подлежат обязательному контролю и вовремя сообщать о них Уполномоченному органу.
Перечень операций установлен в статье 6 ФЗ_115. Кроме того, ОПОК устанавливается на уровне отдельного Приказа РФМ и ЦБ РФ (Гибкий ОПОК). |
|
Постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года №01АП-5839/2019 по делу А43-11797/2019 | Лизинговая компания не исполняла требования законодательства РФ:
· был выявлен целый комплекс нарушений (компания 2 года не исполняла ФЗ_115): не проводилась идентификация клиентов, не устанавливались бенефициары, не выявлялись операции, и тем более не представлялись сведения по ним в Росфинмониторинг; · кроме того, компания не выявила операции (сделку), отвечающую признакам необычных сделок, а именно: предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Сведения о такой операции документально не зафиксированы, решение о направлении/ненаправлении в Росфинмониторинг сведений о данных сделках руководителем Компании не принималось
|
Общество не относит себя к числу субъектов 115_ФЗ, поскольку:
заключаемые контракты по своей правовой природе являются арендой с правом выкупа имущества, а не лизингом. Общество передает в аренду свое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а не покупает у третьих лиц. |
Суд принял позицию МРУ Росфинмониторинга:
· природа заключенных Обществом контрактов представляет собой непосредственно финансовую аренду (лизинг) с правом выкупа, а значит требования в части ПОД/ФТ распространяется на нее в полном объеме.
Вывод: если есть недопонимание в законодательстве, всегда можно написать запрос в контрольно-надзорных орган и получить разъяснение.
|
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2022 года по делу № Ф06-24819/2022 | Отделение ЦБ привлекло ипотечный кооператив к административной ответственности за не верное заполнение ФЭС, а именно использование неверной версии формата ФЭС
Выписан административный штраф: 50 000 тысяч рублей
|
Компания просит заменить штраф на устное замечание. Аргумент:
· угроза распространения новой коронавирусной инфекции и специальная военная операция, проводимая на Донбассе оказали неблагоприятное влияние на работу кооператива |
Суд отклонил доводы кооператива, поскольку она не подтверждены какими-либо относимыми дополнительными аргументами
|
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 N 12АП-8926/2018 по делу N А06-2997/2018
|
Агентство недвижимости (субъект ст.5) привлечено к административной ответственности в виде штрафа, поскольку:
· организация вместо прохождения процедуры постановки на учёт (как субъект ст.5) , просто направило заявку на регистрацию личного кабинета ( как субъект ст.7.1.) |
Организация просит применить минимальную санкцию административного наказания в виде предупреждения.
|
Суд отклонил доводы Агентства недвижимости:
· функционал Личного кабинета не одинаков для всех организаций, поименованных в Федеральном законе N 115-ФЗ, и имеет различия в зависимости от видов деятельности; · таким образом организация не исполняла надлежащим образом «антиотмывочное» законодательства, что создало существенную угрозу для государства и общества
|