Основания для прохождения обязательного обучения

Основанием для обучения сотрудников является:

  1. Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 года № 250 “Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”
  2. Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203 “Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
  3. Указание Банка России от 05.12.2014 N 3471-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях”
    (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35865)
  4. Рекомендованные МУМЦФМ программы обязательного обучения и требования в итоговым документам – Скачать в формате PDF

Видеоролик об обязательном обучении

Ознакомиться с нормативными актами можно ниже…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИКАЗ РОСФИНМОНИТОРИНГА ОТ 19.07.2011 ГОДА № 250 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2011 года, регистрационный № 21883

Опубликование: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, № 41 (10 октября 2011 года)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 19 июля 2011 г. № 250

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 50, ст. 5302; 2008, № 12, ст. 1140) и Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203 “Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 года № 18375, Российская газета, № 216, 24 сентября 2010) в ред. Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2010 года № 293 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2010 года № 19226, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 3, 17 января 2011) приказываю:

1. Установить программу обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – Программа).

2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Д.Г. Скобелкина.

Руководитель

Ю.А.ЧИХАНЧИН

Приложение

к Приказу Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 19.07.2011 № 250

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Глава I. Организационно-методический раздел

1.1. Введение

Программа обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – Организация), разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 50, ст. 5302; 2008, № 12, ст. 1140) и Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203 “Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 года № 18375, Российская газета, № 216, 24 сентября 2010 года) в ред. Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2010 года № 293 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2010 года № 19226, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 3, 17 января 2011 года).

Настоящая программа направлена на повышение профессиональной подготовки работников Организаций, участвующих в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) в Российской Федерации, и содействие совершенствованию их систем внутреннего контроля.

На основе настоящей программы, которая представляет собой единый стандарт при обучении работников Организаций в применении требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, могут разрабатываться программы обучения в форме целевого инструктажа для работников Организаций, непосредственно реализуемые образовательными и иными организациями.

При разработке настоящей программы учитывались современные потребности Организаций в обучении по вопросам ПОД/ФТ, а также рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), зарубежный и российский опыт реализации обучающих программ.

При определении содержательной части (тематического плана) настоящей программы учтены рекомендации представителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ, и профессиональных объединений Организаций.

Настоящая программа размещается на сайтах Федеральной службы по финансовому мониторингу и организаций, учрежденных Федеральной службой по финансовому мониторингу, в сети Интернет, а также предоставляется образовательным и иным организациям, проводящим обучение в форме целевого инструктажа, организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

1.2. Цель и задачи целевого инструктажа

Целью обучения в форме целевого инструктажа является получение работниками Организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля Организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях.

Основные задачи обучения в форме целевого инструктажа:

  • подготовка специальных должностных лиц Организаций, ответственных за организацию внутреннего контроля и программ его осуществления;
  • повышение профессионального уровня знаний и компетенции работников Организаций в сфере ПОД/ФТ;
  • обобщение и распространение положительного опыта организации системы внутреннего контроля.

1.3. Требования к уровню освоения программ обучения в форме целевого инструктажа

По окончании обучения в форме целевого инструктажа слушатель должен:

  • знать: требования законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, требования к организации и осуществлению внутреннего контроля, порядок представления сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу, меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
  • уметь: на практике реализовывать требования законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, предъявляемые к Организациям;
  • иметь представление: об актуальных тенденциях развития системы ПОД/ФТ в Российской Федерации, международных стандартах ПОД/ФТ, типовых схемах и способах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и способах их выявления.

1.4. Категория слушателей

К слушателям по программе обучения в форме целевого инструктажа относятся работники Организаций, указанные в пункте 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203.

1.5. Формы и виды учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа

Обучение в форме целевого инструктажа проводится по очной форме в виде лекций по вопросам, предусмотренным тематическим планом настоящей программы, в том числе дистанционно, в режиме прямой видеотрансляции.

Для более глубокого изучения отдельных вопросов тематического плана настоящей программы дополнительно может быть предусмотрено проведение практических занятий (семинаров, тренингов, круглых столов и иных аналогичных мероприятий).

Допускается проведение обучения в форме целевого инструктажа образовательными и иными организациями совместно с организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

1.6. Продолжительность учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа

Минимальный объем учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа составляет 8 академических часов.

Конкретные формы и виды занятий определяются организацией, проводящей обучение в форме целевого инструктажа, с учетом уровня подготовки слушателей и особенностей деятельности Организаций.

1.7. Аттестация

Аттестация слушателей по итогам прохождения обучения в форме целевого инструктажа проводится в целях подтверждения усвоения слушателями основного материала, изложенного в процессе обучения.

Аттестация проводится в форме тестирования по всем вопросам, предусмотренным тематическим планом настоящей программы.

По результатам аттестации слушателям выдается документ, подтверждающий прохождение обучения в форме целевого инструктажа.

1.8. Требования к документам, подтверждающим прохождение обучения в форме целевого инструктажа

Слушателям, прошедшим обучение в форме целевого инструктажа и аттестацию по его итогам, выдается свидетельство, подтверждающее прохождение обучения в форме целевого инструктажа, серии “ЦИ” с шестизначным уникальным номером (далее – Свидетельство) (например, ЦИ № 000001).

Сведения о прохождении слушателем обучения в форме целевого инструктажа указываются в Свидетельстве на русском языке машинописным способом с использованием программно-технических средств.

В Свидетельстве указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество слушателя (в именительном падеже);
  • место работы (наименование Организации, ИНН, при наличии – учетный номер, присвоенный Федеральной службой по финансовому мониторингу или надзорным органом) и должность слушателя;
  • дата/срок обучения (день – число, месяц – прописью, год – четыре знака, например, “11 апреля 2011”, или “с 11 по 15 апреля 2011”;
  • название программы обучения;
  • после слов “в объеме” арабскими цифрами указывается количество академических часов обучения в форме целевого инструктажа, прошедшего слушателем;
  • наименование и ИНН организации, в которой слушатель проходил обучение в форме целевого инструктажа (в именительном падеже).

В случае проведения обучения в форме целевого инструктажа образовательными и иными организациями совместно с организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, в Свидетельстве указываются сведения обо всех организациях, проводивших такое обучение.

Свидетельство заверяется подписью руководителя организации, проводившей обучение. В случае временного отсутствия руководителя организации Свидетельство заверяется подписью исполняющего обязанности руководителя организации, действующего на основании соответствующей доверенности или приказа. Свидетельство, заверенное подписью лиц, не имеющих на это полномочий, является недействительным и подлежит замене. Подпись лица, заверяющего Свидетельство, должна быть расшифрована и подтверждена печатью организации.

В Свидетельстве указывается дата выдачи: день (числом), месяц (прописью) и год (четырехзначным числом).

Не допускается заполнение и выдача Свидетельства “без номера”. Исправления в Свидетельстве не допускаются. Свидетельство, содержащее сведения с ошибками, является недействительным и подлежит замене.

Бланк Свидетельства является документом строгой отчетности, изготовленным типографским способом и обеспеченным высокой степенью защиты от подделки.

1.9. Организация учета документов, подтверждающих прохождение обучения в форме целевого инструктажа

Организации, учрежденные Федеральной службой по финансовому мониторингу, ведут централизованный учет:

  • образовательных и иных организаций, проводящих обучение в форме целевого инструктажа;
  • лиц, прошедших обучение в форме целевого инструктажа;
  • выданных Свидетельств.

Периодичность, форма и сроки предоставления образовательными и иными организациями, проводящими обучение в форме целевого инструктажа, в организации, учрежденные Федеральной службой по финансовому мониторингу, сведений о лицах, прошедших обучение в форме целевого инструктажа, и выданных Свидетельствах определяются заключаемыми между ними соглашениями о сотрудничестве.

II. Тематический план

Раздел 1. Институционально-правовые основы

финансового мониторинга

Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ

Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.

Формирование единой международной системы ПОД/ФТ. Организации и специализированные органы.

Международные стандарты ПОД/ФТ (40+9 Рекомендаций ФАТФ).

Тема 2. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ

Национальная система ПОД/ФТ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ. Последние изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Государственная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти.

Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу. Государственное регулирование в банковской сфере, на страховом рынке и рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, в сфере федеральной почтовой связи, кредитной кооперации и микрофинансирования. Государственное регулирование других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, не имеющих надзорных органов.

Организационная структура надзорных органов и их территориальные подразделения.

Саморегулируемые организации и их роль.

Тема 3. Надзор в сфере ПОД/ФТ

Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа.

Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ в финансовых и нефинансовых организациях.

Взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу с надзорными органами.

Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля

Тема 4. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основные права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; фиксирование сведений; хранение информации; приостановление операций.

Порядок представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Сроки представления. Способы представления. Использование АРМ “Организация”. Единый формат представления информации. Рассмотрение типовых ошибок в представлении информации. Исполнение запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Тема 5. Требования к разработке правил внутреннего контроля

Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Разработка правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска. Программа проверки внутреннего контроля.

Порядок утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Сроки утверждения и согласования. Основания для отказа в согласовании.

Тема 6. Критерии выявления операций, подлежащих контролю

Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления и признаки необычных сделок как программа системы внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Практические примеры необычных сделок.

Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Тема 7. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ

Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.

Тема 8. Система подготовки и обучения кадров организаций

Квалификационные требования к специальному должностному лицу. Права и обязанности специального должностного лица.

Обучение и подготовка кадров. Перечень работников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения. Обязанности руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Раздел 3. Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в различных секторах экономики и видах профессиональной деятельности (для учебных занятий в очной форме)

Проблемы исполнения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ с учетом особенностей деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и их клиентов.

Вопросы/ответы экспертов и представителей надзорных органов.

Скачать Приказ №250 в формате PDF

ПРИКАЗ РОСФИНМОНИТОРИНГА ОТ 03.08.2010 ГОДА № 203 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 3 августа 2010 г. № 203

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 № 293)

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (ч. I), ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2005, № 47, ст. 4828; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, № 16, ст. 1831; № 31, ст. 3993, ст. 4011; № 49, ст. 6036; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3600) и пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 50, ст. 5302; 2008, № 12, ст. 1140) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам (В.Д. Миловидов) прилагаемое Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Признать утратившим силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256 “Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2009 г., регистрационный № 13222).

Руководитель

Ю.А.ЧИХАНЧИН

Утверждено

Приказом Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 03.08.2010 № 203

ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 № 293)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Подготовка и обучение кадров профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, и с учетом особенностей, установленных пунктами 5, 9, 10, 11, 12, 13 настоящего Положения.

Настоящее Положение не распространяется на кредитные организации, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

2. Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – обучение).

3. В перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее – деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее – специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

4. В организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации, осуществляющего деятельность на финансовом рынке (далее – филиал);

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями руководящий структурным подразделением организации (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;

г) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения организации (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;

д) контролер;

е) сотрудники организации (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:

  • совершение сделок с ценными бумагами: от имени организации и за счет организации; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов;
  • совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
  • подписание исходящих документов организации (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
  • подписание исходящих документов организаций (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ценными бумагами, принадлежащими акционерному инвестиционному фонду, ценными бумагами в составе имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или ценными бумагами, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
  • подписание исходящих документов организации (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ипотечным покрытием;
  • ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
  • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
  • подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;
  • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц;
  • подписание документов, подтверждающих право собственности зарегистрированных лиц на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;

ж) специальное должностное лицо организации (филиала);

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

5. В организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией, в перечень лиц, которые должны проходить обучение, включаются следующие сотрудники:

а) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения, которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;

б) контролер;

в) сотрудники структурного подразделения, которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:

  • совершение сделок с ценными бумагами: от имени организации и за счет организации; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов;
  • совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
  • ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
  • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
  • подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;

г) специальное должностное лицо;

д) иные сотрудники структурного подразделения, которое осуществляет деятельность на финансовом рынке, по усмотрению руководителя этого структурного подразделения.

 

II. Формы, периодичность и сроки обучения

6. Обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – повышение уровня знаний).

7. Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.

8. Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

  • при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
  • при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в  пунктах 3 ,  4  настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

9. Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом настоящего Положения.

Вводный и дополнительный инструктаж для перечисленных в пункте 5 настоящего Положения сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями к подготовке и обучению кадров, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

10. Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:

а) из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации);

б) сотрудники, указанные в подпунктах “а” – “е” пункта 4 настоящего Положения;

в) сотрудники, указанные в подпунктах “а” – “в” пункта 5 настоящего Положения.

Лица, указанные в подпунктах “а”, “б” и “в” настоящего пункта, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах “а”, “б” и “в” настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.

Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу настоящего Положения обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256 “Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.

11. Для сотрудников организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, целевой инструктаж осуществляется организациями, аккредитованными Федеральной службой по финансовым рынкам на осуществление аттестации специалистов финансового рынка.

Для сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, перечисленных в подпунктах “а” – “г” пункта 5 настоящего Положения, целевой инструктаж в соответствии с настоящим Положением может осуществляться иными организациями, которые осуществляют подготовку и обучение кадров в соответствии с требованиями к подготовке и обучению кадров, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, при условии включения в программу обучения вопросов, связанных с особенностями противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на финансовом рынке, определяемых Федеральной службой по финансовым рынкам.

Для сотрудников иных организаций целевой инструктаж осуществляется организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

12. Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Повышение уровня знаний сотрудники организаций проходят соответственно в тех организациях, в которых согласно пункту 11 настоящего Положения предусмотрено прохождение целевого инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым такими организациями самостоятельно.

Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала) (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке), а также сотрудники организаций, обозначенные в подпунктах “а”, “б” и “в” пункта 10 настоящего Положения, не реже одного раза в год – специальное должностное лицо организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (ее филиала), в том числе специальное должностное лицо профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося кредитной организацией.

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 № 293)

Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающем участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.

13. Иные сотрудники организации (филиала), помимо поименованных в подпунктах “а” – “в” пункта 10 настоящего Положения и специального должностного лица, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, а также иные сотрудники структурного подразделения организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией (подпункт “д” пункта 5 настоящего Положения), проходят целевой инструктаж и повышение уровня знаний по усмотрению руководителя организации в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 12 настоящего Положения.

III. Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

14. Организация разрабатывает программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Программа обучения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

15. Целью обучения является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

16. Программа обучения должна предусматривать:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

IV. Учет прохождения сотрудниками организации обучения

17. Организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.

18. Порядок учета прохождения сотрудниками организации обучения устанавливается руководителем организации.

19. Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

Скачать Приказ 203 в формате PDF

У Вас остались вопросы, или нужна помощь? Переходите в нужный раздел, заказывайте обратный звонок или заполните форму:

    Введите капчу:

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашка. [recaptcha]