Доклад Росфинмониторинга за 2021 год

Доклад об осуществлении Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

I     Общие сведения о виде и организации государственного контроля (надзора)
    1. Наименование вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля
      Контроль(надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    2. Период осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля
      С 01.01.2021 по 31.12.2021
    3. Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля
      Полномочия по осуществлению Росфинмониторингом указанного контроля (надзора) закреплены п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ (до 27.06.2021
      п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ) и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 (далее – Положение № 808).Контроль (надзор) с 01.01.2021 по 31.12.2021 осуществлялся посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, организации и проведения проверок подконтрольных субъектов, принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечения к ответственности юридических и физических (должных) лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).Порядок организации и осуществления Росфинмониторингом государственного контроля (надзора) регламентирован следующими нормативными правовыми актами:

      • Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», за исключением положений, устанавливающих порядок организации и проведения проверок (пп. 15 п. 3.1 ст. 1 указанного закона);
      • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
      • Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
      • постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
      • приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 № 191

      «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства» (далее – Административный регламент № 191).

      • приказом Росфинмониторинга от 24.06.2009 № 141
        «О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
      • приказом Росфинмониторинга от 18.12.2020 № 316

      «Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2021 (далее – Программа профилактики);

      • приказом Росфинмониторинга от 01.12.2020 № 300
        «Об утверждении положений о межрегиональных управлениях Федеральной службы по финансовому мониторингу».
    4. Сведения об организационной структуре государственного контроля
      Росфинмониторинг реализует свою деятельность, в том числе по  осуществлению контроля (надзора) за соблюдением законодательства о ПОД/ФТ, непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

      Подведомственные организации отсутствуют.

      Территориальные органы Росфинмониторинга – Межрегиональные управления Росфинмониторинга (далее – МРУ Росфинмониторинга) действуют на территории соответствующих федеральных округов, а также в Республике Крым и городе Севастополь:

      • Центральный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (г. Москва);
      • Северо-Западный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по СЗФО (г. Санкт-Петербург)
      • Южный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по ЮФО (г. Ростов-на-Дону),
      • МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (г. Севастополь);
      • Северо-Кавказский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по СКФО (г. Ессентуки);
      • Приволжский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по ПФО (г. Нижний Новгород);
      • Уральский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по УФО (г. Екатеринбург);
      • Сибирский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по СФО (г. Новосибирск);
      • Дальневосточный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по ДФО (г. Хабаровск).

      В субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь, территориальные органы Росфинмониторинга отсутствуют.

      Вопросы организации контроля (надзора), планирования контрольных (надзорных) мероприятий, методического обеспечения, а также развития автоматизированных систем, используемых в контрольной (надзорной) деятельности, находятся в компетенции центрального аппарата Росфинмониторинга, в рамках которого функционирует Управление организации надзорной деятельности.

      Кроме того, центральный аппарат (Управление организации надзорной деятельности) обеспечивает развитие информационно-технического инструментария контрольной (надзорной) деятельности – Комплекса средств автоматизации надзорной деятельности (далее – КСАНД), Личных кабинетов организаций и надзорных органов на сайте Росфинмониторинга.

    5. О предмете вида контроля
      В 2021 году Росфинмониторинг осуществлял контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 Федерального закона
      № 115-ФЗ, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы (далее – контролируемые лица), законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и исполнением решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных следующими нормативными правовыми актами:

      •  Федеральным законом № 115-ФЗ;
      • постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
      • постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;
      • постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
      • постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»;
      • приказом Росфинмониторинга от 03.07.2010 № 203

      «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

      •  приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366
        «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
      • приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103

      «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»;

      • приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110
        «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
        «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
      •  приказом Росфинмониторинга от 07.10.2021 № 219
        «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110, и рекомендаций по их заполнению».
    6. Об объектах контроля и организации их учета
      Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются организации, осуществляющие операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предпринимателями, указанными в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы:

      • лизинговые компании;
      • операторы по приему платежей;
      • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
      • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

      Учет указанных контролируемых лиц осуществляется территориальными органами Росфинмониторинга в соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 58, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33.

      По состоянию на 31.12.2021 в Росфинмониторинге состояло на учете 13 147 организаций и индивидуальных предпринимателей. За 2021 год на учет поставлено 1867 подконтрольных субъектов, снято с учета – 1731.

      Учет организаций и индивидуальных предпринимателей ведется в специальной подсистеме Единой информационной системы в сфере ПОД/ФТ Росфинмониторинга (ЕИС Росфинмониторинга) – КСАНД.

    7. О ключевых показателях вида контроля и их целевых (плановых) значениях
      Система оценки результативности и эффективности контрольной деятельности направлена на достижение её целей, а именно – снижение негативных социальных или экономических эффектов (общественно опасных последствий), возникающих в результате несоблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, а также оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении контроля и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность контролируемых лиц (снижение административной нагрузки).

      Ключевыми показателями являются:

      1. Доля контролируемых лиц с низким уровнем риска (уровень законопослушности);
      2. Доля контролируемых лиц, использующих Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
      3. Доля контролируемых лиц, повторно совершивших нарушения в общем количестве контролируемых лиц, в которых выявлены нарушения законодательства в указанной сфере деятельности.
    8. О программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и системе профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) (далее – профилактические мероприятия)
      Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2021 утверждена приказом Росфинмониторинга от 18.12.2020 № 316 (далее – Программа).

      В условиях реализуемых Правительством Российской Федерации мер по поддержке экономики и бизнеса профилактическая деятельность являлась ключевой в реализации Росфинмониторингом контроля (надзора).

      В 2021 году профилактические мероприятия реализовывались на основании плана проведения профилактических мероприятий (приложение № 1 к Программе).

    9. О проведении информирования и иных видов профилактических мероприятий
      В 2021 году профилактические мероприятия были проведены
      в отношении более 4,6 тыс. контролируемых лиц.Ограничения, связанные с пандемией (COVID-19), обусловили особенности взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором, а именно – приоритетное использование средств дистанционного взаимодействия.В 2021 году реализовано следующие профилактические мероприятия:

      • совместно с автономной некоммерческой организацией «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (https://mumcfm.ru/, далее АНО «МУМЦФМ») проведены мероприятия по повышению уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства о ПОД/ФТ
        и актуальных рисках ОД/ФТ посредством видеоконференцсвязи;
      • до контролируемых лиц через функционал Личного кабинета регулярно доводилась информация об изменениях законодательства

      в сфере ПОД/ФТ, разъяснения сложных вопросов (выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания публичных должностных лиц, применение целевых финансовых санкций (мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества), выявление необычных операций, направление сведений о подозрительных операциях (СПО), результаты проведенных опросов (анкетирования), обобщение правоприменительной практики и признаки подозрительных операций (сделок);

      • на базе Консультативного совета и Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ,
        а также его региональных подразделений (https://www.fedsfm.ru/activity/supervisory-sovet) обсуждались  сложные вопросы правоприменительной практики, осуществлялся обмен опытом по отдельным аспектам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
      • проводилась актуализация размещенных на сайте Росфинмониторинга перечня нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования в сфере ПОД/ФТ (https://www.fedsfm.ru/activity/supervisory/requirementsh);
      • проведен Международный форум по надзорной деятельности (объединил более 200 экспертов надзорных органов и подразделений финансовой разведки из стран – участниц и наблюдателей Евразийской группы);
      • созданы новые механизмы коммуникаций с частным сектором – на сайтах крупнейших профессиональных объединений (гильдий, ассоциаций) контролируемых лиц размещены требования по постановке на учет, видеоролики, разработанные АНО «МУМЦФМ» и разъясняющие требования законодательства о ПОД/ФТ;
      •  в целях реализации риск-ориентированного подхода в контроле (надзоре) с участием представителей частного сектора проведены секторальные оценки рисков;
      • проведено анкетирование контролируемых лиц в целях определения угроз, уязвимостей, а также уровня и характера подверженности рискам ОД/ФТ (в опросе с использованием функционала Личного кабинета приняло участие свыше 1 тыс. контролируемых лиц);
      • в рамках применения программно-целевого подхода в контроле (надзоре) в работе с поднадзорными секторами во взаимодействии с представителями наиболее масштабного из них – сектором посредников на рынке недвижимого имущества, проведен комплекс профилактических мероприятий, организована совместная работа более чем с 20 региональными ассоциациями риелторов (это позволило максимально широко охватить профилактическими мероприятиями участников рынка, вовлечь в антиотмывочный контур субъектов, ранее не исполнявших требования законодательства о ПОД/ФТ);
      • заключены соглашения о сотрудничестве с более чем 20 региональными ассоциациями и гильдиями риелторов;  
      • осуществлялось разъяснение требований законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторингом и его территориальными органами в форме консультирования по «горячим линиям», ответов на обращения контролируемых лиц, публикаций информационных писем по отдельным вопросам исполнения требований законодательства;
      • на сайте Росфинмониторинга (https://www.fedsfm.ru/companies/lk) и сайтах 27 профессиональных объединений (например, Дальневосточной Гильдии Риелторов, Уральской палаты недвижимости, Ассоциации риелторов «Недвижимость Севастополя», Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, Союза Риелторов Ставропольского края, Саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация «Содружество», Ассоциации факторинговых компаний и др.), а также 20 нотариальных палат и 4 адвокатских палат размещены учебно-методические материалы и обучающие видео-курсы, подготовленные АНО «МУМЦФМ».

      Проведение профилактических мероприятий позволило снизить количество выездных проверок, следовательно, административную нагрузку на контролируемые лица, и обеспечить достижение целевых показателей контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. Так, например, по результатам 2021 года уровень вовлечения представителей поднадзорных Росфинмониторингу секторов в работу по ПОД/ФТ увеличился на 5 п.п., а доля контролируемых лиц с низким уровнем риска неисполнения обязательных требований достигла 82 %.

      Кроме того, в 2021 году зафиксировано снижение значений показателей, характеризующих вовлеченность поднадзорных секторов в проведение сомнительных операций, в том числе уменьшение объема таких операций с участием представителей поднадзорных секторов и количества субъектов, участвующих в их совершении.

      Качественно изменился уровень понимания риелторами рисков ОД/ФТ, с которыми они сталкиваются в текущей деятельности. Помимо результатов опросов, проводимых через Личный кабинет (анкетирования), это отражается и на качестве применения превентивных мер, а также информирования о подозрительных операциях. Так, по итогам 2021 года количество поступивших от риелторов СПО выросло более чем в 3 раза, а их объемные характеристики – в 5 раз по сравнению с 2020 годом.

      Работа региональных советов комплаенс (РСК) позволила обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, сформировать постоянную «обратную связь» с контролируемыми лицами по вопросам исполнения обязательных требований. За 2021 год проведено в общей сложности 27 заседаний РСК, преимущественно в дистанционном формате. По результатам работы Совета комплаенс и региональных подразделений в 2021 году было выявлено 20 новых типологий подозрительной деятельности, информация о которых была доведена через Личные кабинеты.

      Основное внимание на заседании Международного совета комплаенс было уделено обсуждению рисков использования платежной инфраструктуры и финтех-инструментов в противоправных целях, а также мошенническим схемах на финансовом рынке, рисков трансграничных операций.

    10. О применении независимой оценки соблюдения обязательных требований.
      Независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ организациями, независимыми от Росфинмониторинга, не предусмотрена.

      Аккредитованные эксперты и экспертные организации при проведении Росфинмониторингом контрольных мероприятий не привлекались.

    11. О системе контрольных (надзорных) мероприятий, основаниях их проведения, о контрольных (надзорных) действиях
      Федеральная служба по финансовому мониторингу проводит контрольные (надзорные) мероприятия как самостоятельно, так и через свои территориальные органы.

      В 2021 году в Федеральный закон № 115-ФЗ был внесен ряд значимых изменений, в том числе касающихся организации и осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. По сути, вышеуказанным законом введена единая для всех надзорных органов система организации и осуществлении контроля (надзора), основанная на риск-ориентированном подходе.

      Полномочия по осуществлению Росфинмониторингом контроля за выполнением контролируемыми лицами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ закреплены пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона № 115-ФЗ и Положением № 808.

      Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом № 191.

      Территориальные органы Росфинмониторинга проводят проверки на основании ежеквартальных планов проверок, сформированных на основе риск-ориентированного подхода, который реализуется с учетом результатов Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР/ОД), Национальной оценки рисков финансирования терроризма (НОР/ФТ), секторальных оценок рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма (СОР) и оценки рисков каждого субъекта, осуществляемой посредством автоматизированной системы дистанционного мониторинга (АСДМ) в подсистеме КСАНД.

    12. Об осуществлении специальных режимов государственного контроля (надзора).
      В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения указанного федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. Нормативными правовыми актами, регламентирующими контрольную (надзорную) деятельность в сфере ПОД/ФТ, осуществление специальных режимов контроля (надзора) не предусмотрено.
    13. О системе оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
      Контроль (надзор) осуществляется на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющей необходимость проведения соответствующих профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий.

      При организации контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности контролируемых лиц к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных Федеральным законом
      № 115-ФЗ (с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга).

      Ранжирование контролируемых лиц по уровням риска осуществляется на основе данных, полученных с использованием АСДМ, которая позволяет комплексно оценивать каждое контролируемое лицо в режиме онлайн на основе специально разработанных критериев и показателей.

      Росфинмониторинг организует и проводит дистанционный мониторинг, заключающийся в анализе поступающей в Росфинмониторинг информации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

       

    14. О межведомственном взаимодействии при осуществлении вида контроля
      Росфинмониторинг осуществляет координацию соответствующей деятельности в сфере ПОД/ФТ федеральных органов исполнительной власти и взаимодействие с Банком России, СРО аудиторов, реализующих контрольные функции в сфере ПОД/ФТ.

      В рамках заключенных с Банком России и органами государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ соглашений о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Росфинмониторингом в 2021 году осуществлялось информирование об имеющихся рисках неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ поднадзорными им организациями.

      Посредством Личного кабинета надзорного органа осуществляется оперативное информирование надзорных органов о рисках в секторах и в деятельности конкретных поднадзорных организаций (по состоянию на 31.12.2021 к Личному кабинету подключены 1360 сотрудников надзорных органов).

      При осуществлении функции контроля (надзора) за выполнением контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ и привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, осуществляется регулярное взаимодействие с ФНС России и ее территориальными органами (в том числе через систему электронного взаимодействия «запрос-ответ», реализованную в подсистеме КСАНД).

      Если в результате осуществления контрольных (надзорных) мероприятий выявлено, что организация отсутствует по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации, то Росфинмониторинг в обязательном порядке информирует об этом налоговые органы для принятия ими мер, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

      Кроме того, в 2021 году осуществлялось информирование налоговых органов о выявленных при проведении проверок фактах неиспользования операторами по приему платежей специальных банковских счетов (в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

      В 2021 году территориальными органами Росфинмониторинга рассмотрены материалы проверок, проведенных органами прокуратуры, в отношении контролируемых лиц (261), по результатам рассмотрения которых вынесено 263 постановления о назначении административных наказаний по ст. 15.27 КоАП РФ, вынесено 143 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    15. Об информационных системах, применяемых при осуществлении вида контроля
      При осуществлении контроля (надзора) Росфинмониторинг и его территориальные органы используют Единую информационную систему Росфинмониторинга. Непосредственно информационно – аналитическая составляющая контрольной (надзорной) деятельности реализована через подсистему КСАНД, интегрированную с информационными системами других государственных органов.

      В указанной системе на основе панели АСДМ осуществляется ранжирование контролируемых лиц по уровням риска, которое позволяет комплексно оценивать каждый субъект в режиме онлайн на основе специально разработанных критериев и показателей.

      В подсистеме КСАНД ведется учет всех мероприятий, проведенных в отношении контролируемых лиц (профилактика, проверки), их результативность, а также учет процессуальных документов, вынесенных в рамках возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам проверок, включая сроки вступления постановлений о назначении административных наказаний в законную силу и уплаты административных штрафов. Через подсистему КСАНД информация о дебиторской задолженности направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

    16. Об организации досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
      Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Росфинмониторинга, а также его должностных лиц определен разделом V Административного регламента № 191.

      Заинтересованные лица вправе сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, нарушении положений Административного регламента № 191, некорректном поведении или нарушении служебной этики.

      В 2021 году в досудебном порядке решений, действий или бездействий должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов не обжаловалось.

      Рассмотрение жалоб, поступивших в Росфинмониторинг и его территориальные органы, на постановления по делам об административных правонарушениях осуществлялось в соответствии с главой 30 КоАП РФ.

      16.1  Количество должностных лиц, осуществляющих рассмотрение жалоб  –  20
    17. Сведения об аттестации граждан, привлекаемых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
      Граждане для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ не привлекались
      17.1 количество аттестованных граждан   –   0
    18. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц в качестве экспертных организаций, привлекаемых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
      Аккредитованные и экспертные организации при проведении Росфинмониторингом контрольных (надзорных) мероприятий не привлекались.
      18.1 Количество аккредитованных ЮЛ – 0
      II  Cведения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    19. Выполнение плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий (доля проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий в процентах от общего количества запланированных контрольных (надзорных) мероприятий)
      96%
    20. Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)
      0%
    21. Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)
      0%
    22. Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие контрольные (надзорные) мероприятия, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий)
      0%
    23. Доля контролируемых лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены контрольные (надзорные) мероприятия (в процентах общего количества контролируемых лиц, подлежащих государственному контролю (надзору) муниципальному контролю на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования
      2,1%
    24. Среднее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отношении одного контролируемого лица
      1 (повторных проверок в течение года в отношении одних и тех же контролируемых лиц не проводилось)
    25. Доля внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий)
      0%
    26. Доля внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий)
      0%
    27. Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий)
      99,6%
    28. Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых были выявлены правонарушения)
      99,3%
    29. Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)
      80,5 % (учитывались постановления о назначении административных наказаний, вступившие в законную силу в отчетном периоде (часть постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в 2021 году, вступили в законную силу в 2022 году с учетом норм, установленных КоАП РФ). Всего по результатам собственных проверок 2021 год вынесено 478 постановлений о назначении административных наказаний в отношении 98% проверенных контролируемых лиц.
    30. Доля контролируемых лиц, при осуществлении контрольных (надзорных) в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных контролируемых лиц)
      12%
    31. Доля контролируемых лиц, при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных контролируемых лиц)
      0 %
    32. Количество случаев причинения контролируемыми лицами вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)
      0
    33. Доля выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений)
      0%
    34. Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах)
      90%
    35. Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей)
      45,4 тыс. руб., в том числе 14,1 тыс. руб. на должностных лиц и 79 тыс. руб. на юридических лиц (в 2021 году выносились административные штрафы в размере минимальных значений, установленных ст. 15.27 КоАП РФ: по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ размер минимального штрафа составляет на должностных лиц составляет 10 тыс. руб., на юридических лиц – 50 тыс. руб., по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ – на должностных лиц составляет 50 тыс. руб., на юридических лиц – 200 тыс. руб.).
    36. Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований)
      0%
    37. Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, расчет и анализ которых проводится органами государственного контроля (надзора) на основании сведений ведомственных статистических наблюдений
    38. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям)
      За 2021 год проведено 272 проверки (I-е полугодие 2021 г. – 145; II -е полугодие 2021 г. – 127). По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 478 постановлений о назначении административных наказаний (I-е полугодие 2021 г. – 194; II -е полугодие 2021 г. – 284).

      По проверкам, проведенным органами прокуратуры вынесено 263 постановления о назначении административного наказания (I-е полугодие 2021 г. – 159; II -е полугодие 2021 г. – 104).

      Профилактические мероприятия проведены в отношении 4,6 тыс. контролируемых лиц (I-е полугодие 2021 г. – 1902; II -е полугодие 2021 г. – 2698). В 2021 году контролируемым лицам, имеющим признаки неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, направлено 2290 писем, содержащих разъяснения по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ (I-е полугодие 2021 г. – 1090; II -е полугодие 2021 г. – 1200); проведены адресные рабочие встречи с 82 контролируемыми лицами, в целях повышения уровня знаний в сфере ПОД/ФТ, рассмотрения возникающих вопросов (I-е полугодие 2021 г. – 50; II-е полугодие 2021 г. – 32).

    39. Сведения о результатах работы экспертов, специалистов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля
      Эксперты, специалисты и экспертные организации не привлекались.
    40. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
      Указанные случаи отсутствуют
    41. Сведения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия (мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями)
      Сбор, обработка, анализ и учет сведений о контролируемых лицах в целях их отнесение к категориям риска либо определение индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются без взаимодействия с контролируемыми лицами. Контроль за исполнением контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ непосредственно без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в форме мониторинга их деятельности с использованием АСДМ, позволяющей ранжировать контролируемые лица по уровням риска для проведения профилактических (разъяснительных) мероприятий или проведения проверок, и Личного кабинета, который позволяет контролируемым лицам без проведения проверок получать информацию о своем риск-статусе и мерах, которые необходимо принять для снижения рисков.

      Об эффективности использования Личного кабинета как механизма контроля, который не требует непосредственного взаимодействия
      контролируемых лиц с Росфинмониторингом, свидетельствует положительная динамика законопослушности.

    42. Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении субъектов малого предпринимательства
      211
    43. О результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
      В соответствии с Административным регламентом № 191 заинтересованные лица вправе сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, нарушении положений указанного Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики сотрудниками Росфинмониторинга.

      В 2021 году соответствующих заявлений (жалоб) не поступало.

      Жалобы на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, рассматривались в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.

      В 2021 году в досудебном порядке было подано 5 жалоб на постановления о назначении административных наказаний, вынесенных по результатам проведенных проверок (менее 2%).

      По результатам рассмотрения жалоб 1 постановление оставлено без изменения, по 2 суммы штрафов уменьшены (изменен размер санкции) и по 2 – штраф заменен на предупреждение. Дальнейшего обжалования указанных постановлений не осуществлялось, административные штрафы уплачены в полном объеме.

      Также в досудебном порядке обжаловалось 2 постановления о назначении административных наказаний, вынесенных по результатам проверок, проведенных органами прокуратуры. Указанные постановления оставлены в силе.

      По итогам 2021 года доля обжалованных в судебном порядке контролируемыми лицами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, составила около 3%. При этом около 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга оставлены в силе (жалобы без удовлетворения), либо изменены – штраф заменен на предупреждение, снижен размер штрафа.

      Основными доводами при оспаривании постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие:

      • заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременным ознакомлением с вступившими в них изменениями не исполняет обязательные требования либо исполняет их с нарушением действующих порядка и сроков;
      • заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования – снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).

      В судебном порядке действий (бездействия) должностных лиц не оспаривались.

    44. Реализация мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений
      По результатам проверочных мероприятий вынесено 478 постановлений о назначении административных наказаний; в отношении 3 должностных лиц материалы были направлены в судебные органы в целях принятия решения о дисквалификации указанных должностных лиц на срок от одного года до двух лет.
    45. О решениях контрольных (надзорных) органов
      В деятельности 271 (99,6 %) контролируемого лица в ходе проведения проверок выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ и возбуждены дела об административных правонарушениях, составлено 524 протокола об административных правонарушениях. В 98 % проверок назначены административные наказания.
    46. Об исполнении решений контрольных (надзорных) органов
      78% контролируемых лиц в 2021 году исправили выявленные нарушения, в том числе приняли меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

      Около 90% административных штрафов, назначенных в 2021 году, взысканы. В отдельных федеральных округах уровень собираемости составил 100%.

      Сумма неуплаченных административных штрафов, срок добровольной оплаты по которым не истек, составил 1 млн руб. (техническая задолженность), включая штрафы, вынесенные по проверкам, проведенным органами прокуратуры (55 % указанных штрафов уплачено уже в 1 квартале 2022 года).

    47. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля)
      В 2021 году в судебном порядке контролируемыми лицами основания и результаты проведения в отношении их мероприятий по контролю не оспаривались.
      IV    Сведения о результатах эффективности
    48. Сведения об индикативных показателях вида контроля
      Для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности Росфинмониторинга, ее анализа, результативности применения риск-ориентированного похода, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, Росфинмониторинг использует следующие индикативные показатели:

      1. Доля проверок, фактически проведенных за отчетный период, от общего количества запланированных (96%).
      2. Доля внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период, в общем количестве проверок (0%).
      3. Доля проверок, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период (99,6%).
      4. Количество жалоб, по которым контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период (0).
      5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены за отчетный период (0).
      6. Количество контролируемых лиц, дополнительно подключенных к Личному кабинету в отчетном году (1818).
    49. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей
      Ключевые показатели эффективности функционирования системы ПОД/ФТ являются индикаторами качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в сфере ПОД/ФТ.

      Проведение профилактических мероприятий в отношении более 4 600 контролируемых лиц, разъяснение требований законодательства во время проверочных мероприятий позволили обеспечить достижение целевых значений ключевых показателей эффективности в отчетном периоде:

      1. Доля подконтрольных субъектов, имеющих низкий уровень риска неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ (доля законопослушных субъектов) – плановое значение на 2021 год – 81,5%, фактическое – 82%);
      2. Доля подконтрольных субъектов, использующих Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга – плановое значение на 2021 год – 83,5%, фактическое – 85,5%)
      3. Доля контролируемых лиц, повторно совершивших нарушения в общем количестве контролируемых лиц, в которых выявлены нарушения законодательства в указанной сфере деятельности (за 2021 год – 6%; достигнутое значение показателя (менее 10%) оценивается как эффективная деятельность Росфинмониторинга как субъекта профилактики).
      V Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    50. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций)
      В соответствии с Положением финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Росфинмониторингом полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2021 год.

      При расчете показателя, характеризующего финансовое обеспечение функции по осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ, учитывались фонд оплаты труда сотрудников надзорных подразделений территориальных органов Росфинмониторинга, непосредственно осуществляющих проверки, материально-техническое обеспечение, расходы на командировки в целях осуществления контрольных мероприятий и т.д.

      Запланированный объем финансовых средств составил 77,2 млн руб., фактически израсходовано – 74,4 млн руб. В 2021 году в связи с действием ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), Росфинмониторинг переориентировал работу на усиление мониторинга подконтрольных секторов, проведение профилактических мероприятий (с использованием инструментов дистанционного мониторинга и возможностей Личного кабинета осуществлялась оценка рисков контролируемых лиц; мониторинг операций в целях выявления объектов контроля с повышенным риском несоблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ; в отношении 4,6 тыс. контролируемых лиц проведены профилактические мероприятия по вопросам исполнения требований и отдельных норм законодательства в сфере ПОД/ФТ с разъяснениями и рекомендациями по их соблюдению; проведено через Личные кабинеты анкетирование субъектов поднадзорных секторов для определения угроз, уязвимостей, а также уровня и характера подверженности рискам ОД/ФТ отдельных видов деятельности; организована совместная работа более чем с 20 региональными ассоциациями риелторов, организация на регулярной основе в режиме ВКС встреч (семинаров) с контролируемыми лицами). Проводились преимущественно камеральные проверки. Соответственно, были сэкономлены денежные средства, запланированные на командировочные расходы. Кроме того, в надзорных подразделениях территориальных органов Росфинмониторинга во втором полугодии 2021 года образовались вакансии в связи с увольнением сотрудников, и одна штатная единица была передана в рамках исполнения Сводного плана проведения мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.12.2018 № 716 и поручения Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № ЮТ-П16-8670 (в связи с переносом центра Дальневосточного федерального округа в г. Владивосток).

    51. Данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности
      Количество штатных единиц, уполномоченных на проведение государственного контроля (предусмотренных в МРУ Росфинмониторинга), составляло 60 единиц, из них фактически занятых – 57 (расчет за год произведен в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-контроль, утвержденными приказом Росстата от 21 декабря 2011 г. № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). 2 сотрудника уволились в 3 и 4 кв. 2021 г., 1 сотрудник в отпуске по уходу за ребенком.
    52. Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации
      Высшее образование имеют 100 % сотрудников территориальных органов Росфинмониторинга, осуществляющих контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ, из них:

      • 30 человек имеют высшее юридическое образование;
      • 26 человек – высшее экономическое образование;
      • 1 человек – высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управления»;

      23 % сотрудников имеют два высших образования (14 человек).

      Обучение по программам повышения квалификации в 2021 года прошло 3 сотрудника по следующим программам:

      • «Совершенствование навыков эффективной коммуникации и делового письма»;
      • «Повышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности».
    53. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю
      Анализ нагрузки в части проведения проверок показал, что
      в 2021 году в среднем на одного сотрудника приходилось: 4-5 проверок; по фактам выявленных нарушений – в среднем по 9 протоколов об административных правонарушениях и по 13 постановлений о назначении административных наказаний по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях (с учетом материалов проверок, поступивших из органов прокуратуры); 2,5  представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных наказаний (вынесено 143 представления).Сотрудники надзорного блока кроме проведения проверок осуществляли следующую деятельность:

      • дистанционный мониторинг деятельности контролируемых лиц, а также информирование надзорных органов всех секторов системы ПОД/ФТ о рисках несоблюдения обязательных требований поднадзорными им субъектами для принятия мер реагирования;
      • проведение профилактических мероприятий (в среднем 1 сотрудником проведены профилактические мероприятия в отношении 82 контролируемых лиц);
      • ведение в установленном порядке учета контролируемых лиц (постановка и снятие с учета);
      • рассмотрение материалов проверок, дел об административных правонарушениях, поступивших из органов прокуратуры, и привлечение к административной ответственности по указанным материалам (в 2021 году поступил на рассмотрение 261 материал проверок, по результатам рассмотрения которых вынесено 263 постановление о назначении административных наказаний по ст. 15.27 КоАП РФ);
      • контроль за полнотой и своевременностью уплаты административных штрафов, ведение их учета, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
      • взаимодействие с территориальными органами ФССП России в части обеспечения принудительного взыскания просроченной задолженности.

      Кроме того, данные сотрудники осуществляли дистанционный риск-мониторинг деятельности субъектов ст. 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, имеющих надзорные органы, и информирование надзорных органов о рисках несоблюдения требований поднадзорными субъектами для принятия мер реагирования; информация о нотариусах и их клиентах, участвующих
      в схемах с использованием исполнительных документов, доводилась
      до нотариальных палат; сотрудники надзорного блока выступали представителями в арбитражных судах, судах общей юрисдикции по вопросам обжалования постановлений о назначении административных наказаний; готовили отзывы и/или участвовали в судебных заседаниях в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, по применению банками заградительных мер (отказы в обслуживании, в проведении операций клиентов) и снятии денежных средств со счетов юридических лиц по судебным решениям.

    54. численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлеченных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
      Эксперты и представители экспертных организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ не привлекались.
      VI Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля
    55. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности
      Государственный контроль в сфере ПОД/ФТ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Росфинмониторингом применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, лиц, указанных в статьях 7.1и 7.1-1 Федерального закона № 115-ФЗ, к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных указанным федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и, формируемому с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.

      Указанный подход предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски несоблюдения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ.

      В отношении субъектов с низким и умеренным уровнями риска делается акцент на проведение мероприятий по профилактике нарушений с целью соблюдения требований законодательства без проведения проверок.

      Профилактические мероприятия, являясь одним из элементов контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, позволяют при незначительной регуляторной нагрузке обеспечить эффективное снижение рисков неисполнения обязательных требований.

      В этой связи применение профилактики правонарушений становится особенно актуальным в текущих условиях, обусловленных введением недружественными государствами санкций.

      В качестве критериев оценки результативности профилактических мероприятий Росфинмониторингом будут использоваться показатели по следующим направлениям:

      а) повышение уровня законопослушности и качества поступающей от контролируемых лиц информации;

      б) минимизация количества и доли повторных нарушений обязательных требований;

      в) охват контролируемых лиц профилактическими мероприятиями;

      б) доля контролируемых лиц, у которых были устранены признаки нарушений обязательных требовании по результатам профилактических мероприятий.

    56. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности
      4 марта 2022 г. вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г.
      «Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».Данное Положение разработано в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ и необходимостью создания единой системы организации и осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ.Положением установлен порядок организации и осуществления контроля (надзора) в указанной сфере, права и обязанности контролируемых лиц, а также порядок организации и проведения Росфинмониторингом дистанционного мониторинга и порядок взаимодействия Росфинмониторинга с контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами по вопросам организации контроля (надзора).

      Принятие Правительством Российской Федерации указанного Положения обеспечит единообразие подходов в организации и осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, в частности, к определению органами контроля уровня рисков несоблюдения субъектами контроля обязательных требований и выбору форм контроля, в зависимости от присвоенного деятельности субъекта контроля уровня риска.

      В этой связи в I полугодии 2022 года планируется разработка ведомственных нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления контрольных и профилактических мероприятий, утверждение ведомственной модели оценки рисков.

      Аналогичные акты будут приняты и иными контрольными (надзорными) органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ.

    57. Иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
      В 2022 году в целях повышения эффективности контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и сокращения административной нагрузки на бизнес будет продолжено дальнейшее развитие дистанционных форм контроля с использованием функционала Личного кабинета.

      В условиях первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики на фоне внешнего санкционного давления профилактическая деятельность является ключевой в практике контроля (надзора) Росфинмониторинга.

    У Вас остались вопросы, или нужна помощь? Переходите в нужный раздел, заказывайте обратный звонок или заполните форму:

    Введите капчу:

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашка. [recaptcha]