Типы проверок – работа с запросами регулятора

Типы проверок по ПОД/ФТ- работа с запросами регулятора

Получая лицензию Банка России или попадая в соответствующий государственный реестр (ломбардов, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, операторов инвестиционных платформ и т.д.) компания тут же приобретает статус некредитной финансовой организации (НФО) и, соответственно, подпадает под пристальный надзор Банка России.

Необходимо осознавать, что статус НФО налагает на компанию не только обязанность по соблюдению отраслевого законодательства в рамках соответствующей профессиональной деятельности, но и обязанности, вытекающие из статуса субъекта Федерального закона № 115-ФЗ[1], которым обладают все без исключения виды НФО. Органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением НФО законодательство в сфере ПОД/ФТ, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

И если обязанности по соблюдению отраслевого законодательства и соответствующий надзор и контроль со стороны Банка России наступают с началом осуществления операционной (профессиональной) деятельности, то соблюдать требования Федерального закона № 115-ФЗ и в целом законодательства в сфере ПОД/ФТ необходимо с момента получения статуса НФО независимо от осуществления профессиональной деятельности и с этого же момента быть готовым к вниманию, пусть и дистанционному, со стороны Банка России.

В настоящее время в Банке России реализуется риск-ориентированный подход к проведению разного рода проверок, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Это значит, что без веского повода НФО не будет подвергаться глубокой и тщательной проверке, включающей в себя доскональное изучение документов, процессов и операций НФО в рамках специального внутреннего контроля. Такими поводами могут быть:

  • сведения, поступающие от обслуживающих НФО кредитных организаций;
  • сведения из Росфинмониторинга, свидетельствующие о явных нарушениях при отправке разного рода сообщений;
  • сведения из профильных департаментов Банка России, осуществляющих надзор за профессиональной деятельностью НФО, в том числе по результатам анализа отчетности НФО;
  • жалобы физических и юридических лиц
  • и другие данные, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства в сфере ПОД/ФТ и вовлечении НФО в проведение сомнительных операций.

В отсутствие подобного «негатива» все НФО подвергаются стандартным процедурам дистанционного надзора, который заключается в направлении региональными подразделениями Департамента финансового мониторинга Банка России через личный кабинет участника финансового рынка запросов о предоставлении документов и объяснений по вопросам организации и осуществления в НФО внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.  Периодичность таких запросов может быть различной. Как правило, новые НФО подвергаются проверке в течение первого года с момента приобретения статуса НФО, далее – один-два раза в год.

Такой типовой запрос преследует цель оценить базовый уровень организации в НФО системы ПОД/ФТ в соответствии с ее типом, организационной структурой, масштабами и видами деятельности, и включает в себя требование предоставить:

  • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (ПВК) в виде единого документа или комплекта документов в актуальной редакции;
  • Устав;
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителя (лица, утвердившего ПВК);
  • Приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК;
  • Штатное расписание;
  • Сведения:
  • о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • о наличии обособленных подразделений;
  • о наличии подразделения по ПОД/ФТ и количестве его сотрудников;
  • об использовании технологий дистанционного обслуживания;
  • об использовании специальных электронных технологий, специального ПО для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в т.ч. сведения об их разработчиках;
  • о том, привлекает ли НФО третьих лиц для сбора сведений и документов в целях идентификации;
  • о проведении/ непроведении упрощенной идентификации;
  • о количестве клиентов на обслуживании на дату исполнения запроса.

Кроме документов по организации системы внутреннего контроля, запрос, как правило, содержит требование о предоставлении документов, свидетельствующих о соблюдении НФО обязанности по проведению проверок своих клиентов по перечням террористов/экстремистов и реализации полномочий по блокированию (замораживанию) их денежных средств и иного имущества, в частности:

  • Акты проверок (как правило, за период с начала года, предшествующего направлению запроса, или с начала осуществления деятельности по дату подготовки ответа на запрос);
  • ФЭС, направленные в Росфинмониторинг и содержащие сведения о результатах проверок, и квитанции об их принятии в формате xml;
  • Сведения о принятых мерах по замораживанию/блокированию.

В случае выявления по результатам анализа полученных документов нарушений требований законодательства в сфере ПОДФТ будет подготовлено мотивированное заключение о наличии признаков административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ как в отношении самой НФО, так и ее должностных лиц – руководителя и СДЛ. В целях возбуждения соответствующих административных дел запрос, помимо указанных выше документов, будет содержать требование предоставить сведения о должностных лицах НФО и осуществляемых ими трудовых функциях, а именно:

  • Дата и место рождения;
  • Паспортные данные;
  • Табели учета рабочего времени за проверяемый период (для руководителя – на дату утверждения ПВК);
  • Должностная инструкция СДЛ с отметкой об ознакомлении (всех СДЛ за проверяемый период, если они менялись).

Если по каким-либо причинам запрашиваемые документы не могут быть представлены, в ответе на запрос НФО необходимо будет такие причины указать. Если веские причины отсутствуют, то такое обстоятельство может быть расценено как несоблюдение требований по хранению документов, образующихся в результате осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, что само по себе образует событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Что касается проверок по фактам возможных нарушений в сфере ПОД/ФТ, а также выездных инспекционных проверок, то перечень запрашиваемых и анализируемых документов и сведений будет гораздо шире и будет включать в себя документы, подтверждающие надлежащие выполнение всех обязанностей, предписанных Федеральным законом № 115‑ФЗ и иными нормативными актами в сфере ПОД/ФТ, в том числе:

  • по обучению сотрудников НФО,
  • выявлению операций обязательного контроля и подозрительных операций,
  • хранению документов,
  • управлению рисками и т.д.

Таким образом, с момента получения статуса НФО и в течение всей своей деятельности НФО следует ответственно относиться не только к соблюдению обязанностей в сфере ПОД/ФТ, но и к документальному фиксированию всех фактов их исполнения.

Компания «ФКД Консалт» готова оказать НФО экспертную поддержку при

  • подготовке ответов на запросы в рамках дистанционного надзора Банка России в сфере ПОД/ФТ,
  • в том числе провести аудит документов,
  • восстановить недостающие (по возможности),

оценить риски претензий по пакету документов

[1] Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Оставьте свои данные