Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за январь 2021 года

Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за январь 2021 года

 

Вопрос

В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублям, или превышает ее.

В связи с этим страховая организация просит разъяснить:

  1. Верно ли, что обязательному контролю подлежат операции по поступлению в наличной форме денежных средств от некоммерческой организации на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, в качестве оплаты страховой премии по договору страхования?
  2. Верно ли, что операции по поступлению в безналичной форме денежных средств от некоммерческой организации на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, на счет страховой организации в качестве оплаты страховой премии по договору страхования, не являются для страховой организации основанием для квалификации данной операции, как операции подлежащей обязательному контролю?
Ответ

Принимая во внимание положения пп. 4 п. 1 ст. 7 и п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, при зачислении на банковский счет страховой компании денежных средств в сумме равной или превышающей 100 000 рублей / эквивалент в иностранной валюте (далее – пороговое значение) с банковских счетов клиентов, являющихся некоммерческими организациями, страховая компания не располагает всей необходимой для представления сведений информацией.

Таким образом, обязанность по представлению сведений в Росфинмониторинг о рассмотренных выше операциях возникает у кредитной организации, в которой открыт соответствующий счет.

В свою очередь, в случае передачи некоммерческой организацией наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу страховой компании, у такой страховой компании возникает обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения в отношении такой операции, подлежащей обязательному контролю.

Из ответа Банка России следует, что получение от некоммерческой организации наличных денежных средств в кассу страховой организации в качестве оплаты страховой премии будет является операцией, подлежащей обязательному контролю, в то время как аналогичная по смыслу операция в безналичной форме – не является подлежащей обязательному контролю со стороны страховой организации.


Вопрос

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

На основании абзаца третьего п. 1.5 Положения № 444-П обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может не проводиться НФО при наличии в совокупности условий, определенных данным пунктом.

Учитывая изложенное, инвестиционная компания просит разъяснить, вправе ли она, со своей стороны предпринявшая все доступные и обоснованные меры по обновлению сведений о клиенте, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в результате чего, однако, обновление сведений о таком клиенте не было завершено, совершать следующие операции, которые не предполагают личное обращение такого клиента в компанию:

  1. Получать от оплату своих услуг (депозитарные и брокерские комиссии, возмещение расходов, предусмотренное тарифами) на расчетный счет Компании;
  2. Получать оплату своих услуг (депозитарные и брокерские комиссии, возмещение расходов, предусмотренное тарифами), если регламентом оказания брокерских услуг и условиями осуществления депозитарной деятельности (клиентский регламент) предусмотрена процедура безакцептного списания данных расходов;
  3. Перечислять на банковские реквизиты клиента дивиденды и иные доходы, поступившие на его имя в депозитарий;
  4. Зачислять на счет клиента, открытый в компании (брокерский счет), дивиденды и иные доходы, поступившие на его имя в депозитарий;
  5. Производить на общих основаниях конвертацию ценных бумаг по счету депо клиента;
  6. Производить операции по обязательному выкупу ценных бумаг по счету депо клиента?
Ответ

Действующее законодательство в области ПОД/ФТ не ограничивает НФО в способах и источниках обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в целях исполнения требования пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом, учитывая норму п. 2.3 Положения № 444-П, НФО в целях получения обновленной информации о клиентах вправе предусмотреть в заключаемых договорах положения, согласно которым клиент, при изменении сведений, установленных при его идентификации, должен предоставить НФО соответствующую информацию к сроку обновления таких сведений. Непредставление соответствующей информации НФО вправе расценить как неизменность сведений о клиенте, установленных при его идентификации. В таком случае факт завершения процедуры обновления сведений о клиенте должен быть зафиксирован в анкете.

При неизменности идентификационных сведений, достоверность информации о клиенте (представите клиента) может быть подтверждена путем обращения к источникам информации, указанным в п. 2.2 Положения № 444-П.

Из ответа Банка России следует, что наличие в договоре с клиентом обязанности последнего своевременно сообщать об изменении своих идентификационных сведений в совокупности с обращением к открытым источникам информации, является достаточными мерами, направленными на обновление сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. В данном случае отсутствие информации об изменении указанных сведений свидетельствует об их неизменности, при этом факт завершения процедуры обновления сведений должен быть отражен в анкете (досье) клиента. Следовательно, ограничений по совершению в интересах и/или по поручению клиентов каких-либо операций не будет.

С 30.01.2021 действует новая редакция п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, из которой исключено такое основание для отказа от совершения НФО операции по поручению клиента, как непредставление документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ. Такое право теперь обусловлено исключительно возникновением подозрений в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.