Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них

Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них

 

Вниманию организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий!

Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23.12.2020 опубликовано на официальном сайте Федеральной пробирной палаты и в личных кабинетах организаций и предпринимателей ювелирного сектора).

Методические рекомендации содержат следующие дополнительные критерии при оценке операций (перечень не является исчерпывающим, может дополняться организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из опыта проведения финансового мониторинга, оценки рисков ОД/ФТ).

Операционные критерии:
  1. Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.
  2. Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.
  3. Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.
  4. Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.
  5. Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.
Критерии, связанные с клиентом и его поведением:
  1. Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).
  2. Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.
  3. Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.
  4. Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).
  5. Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.
  6. Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения/происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.
  7. Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.

Организациям и индивидуальным предпринимателям рекомендуется в целях выявления подозрительных операций учитывать, в том числе то, что драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут:

  • являться имуществом или выступать формой доходов, полученных от преступной деятельности;
  • использоваться в схемах ухода от налогообложения;
  • приобретаться на денежные средства, полученные от преступной деятельности (коррупционных преступлений, незаконного оборота наркотиков, нецелевого использования и хищения бюджетных средств и др.), и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов;
  • использоваться в качестве инструмента финансирования терроризма.

Основой выявления необычных операций выступает постоянный финансовый мониторинг, проводимый как в отношении клиентов, совершающих разовые операции (сделки), так и в отношении клиентов, с которыми имеются длительные гражданско-правовые отношения, а также оценка рисков ОД/ФТ.

Также обращается внимание на часто возникающие у субъектов первичного финансового мониторинга вопросы формирования электронных сообщений, в частности даны следующие разъяснения:

  • если показатель «Код признака операции» принимает значение 0 «Операция с денежными средствами», то плательщиком по операции будет лицо, передающее денежные средства, а получателем – лицо, получающее соответствующие денежные средства, а в случае, если указанный показатель принимает значение 1 «Операция с иным имуществом», то плательщиком по операции будет лицо, передающее имущество, а получателем – лицо, получающее имущество;
  • в случае выявления и признания операции клиента подозрительной по основаниям, отличным от критериев выявления и признаков необычных операций (сделок), утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, при формировании сообщения в Росфинмониторинг с указанием в показателе «Код признака необычной сделки» кодов «ХХ99» в показателе «Дополнительные сведения» в обязательном порядке указываются основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной.