Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за декабрь 2020 года

Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за декабрь 2020 года

 

Вопрос

В связи с вступлением в силу 10.01.2021 отдельных положений Федерального закона № 208-ФЗ НФО просит дать разъяснение по применению абзаца 1 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ в части заполнения указанных ниже полей ФЭС при направлении сведений в уполномоченный орган по операции «скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей»:

  • В разделе «Сведения об операции» в качестве даты совершения операции необходимо указывать: дату договора (дату вступления договора в силу) или дату получения денежных средств, или дату передачи имущества?
  • В разделе «основание совершение операции» необходимо указывать реквизиты (вид документа, наименование вида документа, наименование иного вида документа, номер документа, дату документа, краткое содержание документа) договора/протокола в рамках которого произведена операция, или товарной накладной, или счета, или иного документа?
  • Должна ли НФО суммировать операции менее 600 000 рублей, как в рамках одного договора, так и в рамках разных договоров и предоставлять сведения в уполномоченный орган при достижении пороговой суммы в 600 000 рублей, руководствуясь информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016. Если должна, то каким образом заполнять поля, указанные в предыдущих абзацах.

Разъяснения просим дать как в случае наличия договора (протокола) с указанной общей суммой, так и в случае рамочного договора (без указания общей суммы).

Ответ

Подлежать обязательному контролю будет каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.

Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у НФО не возникает.

При направлении сведений в Росфинмониторинг в качестве даты совершения операции указывается дата передачи имущества, а в показателе «Основание совершения операции» ФЭС – документы, подтверждающие передачу имущества (акт приема-передачи, товарная накладная и иные), а также соответствующий договор (протокол торгов).


Вопрос

Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ1 (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ2 ), вступающими в силу с 01.01.2021, просит разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому под операцией, подлежащей обязательному контролю со стороны НПФ, является: «Операция по получению некоммерческой организацией (далее – НКО) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее». В связи с вышеизложенным, НПФ просит:

  • Разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ к деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, так как проведение операций НКО, перечисленных в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в рамках лицензионной деятельности НПФ исключен;
  • Разъяснить, только ли приходные/расходные операции с денежными средствами и (или) иным имуществом НКО, полученным от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежат обязательному контролю на сумму, указанную в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ?
Ответ

В контексте п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ под операциями по расходованию денежных средств и (или) иного имущества НКО следует рассматривать действия, в результате которых происходит выбытие денежных средств / иного имущества НКО, вне зависимости от того, получены ли расходуемые денежные средства / иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, или иных лиц.

Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Департамента, содержащиеся в информационном письме от 22.07.2014 № 24 (вопрос 6), направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9002 подлежат сведения об операциях по передаче клиентом – НКО наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу НПФ в рамках соответствующего договора, заключенного с НПФ.