Свод вопросов операторов инвестиционных платформ (ОИП) сформированных по итогам видеоконференции 11.03.2021 (по состоянию на 16.03.2021)

Свод вопросов операторов инвестиционных платформ (ОИП) сформированных по итогам видеоконференции 11.03.2021 (по состоянию на 16.03.2021)

 

Вопрос

В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 (ред. от 09.01.2014) ОИП не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления следующих операций, входящих в Перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях:

  • 19 Признаки необычных сделок при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  • 1990 Совершение операций с ценными бумагами, необеспеченными активами своих эмитентов, а также векселями, выданными юридическими лицами, имеющими минимальный уставный капитал, при условии, что период деятельности таких лиц менее одного года с даты государственной регистрации.

В связи с этим возникает вопрос – если АО будет иметь уставный капитал выше минимального, но дата государственной регистрации общества менее года, имеем право не относить операцию к необычному характеру сделки?

Ответ

Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ предусмотрены ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Так, согласно п. 3 указанной статьи в случае, если у работников организации на основании реализации правил внутреннего контроля (ПВК) возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях ОД/ФТ (далее – подозрительная операция), эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

Обязанность разработать ПВК предусмотрена п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которой ПВК разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом для кредитных и некредитных финансовых организаций (НФО), к которым в том числе относятся ОИП.

Такие требования к ПВК НФО утверждены Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П (далее – Положение № 445-П). Приложение 3 к Положению № 445-П содержит перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки. При этом организация вправе дополнить указанный перечень дополнительными самостоятельно разработанными критериями (п. 5.2. Положения № 445-П). Данный перечень аналогичен тому, что содержится в Приказе Росфинмониторинга № 103.

Согласно п. 5.5. Положения № 445-П решение о квалификации (неквалификации) выявленной необычной операции клиента в качестве подозрительной операции НФО принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов о клиенте и (или) его деятельности (операциях), а также о его представителе и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (при их наличии).

Таким образом, само по себе формальное совпадение обстоятельств или условий операции (сделки) критерию (одному или нескольким) необычной операции не влечет для НФО обязанности автоматически признать ее подозрительной и направить соответствующее сообщение в уполномоченный орган. Решение о признании той или иной операции (сделки) клиента подозрительной принимается НФО самостоятельно в соответствии с процедурой, предусмотренной программой выявления операций ПВК, на основании всей имеющейся в ее распоряжении информации. Разработанные Банком России критерии необычных операций используются НФО при анализе операции (сделки) клиента, но не являются при этом единственным основанием для возникновения у НФО подозрений в том, что такие операции осуществляются в целях ОД/ФТ.

Касательно описанной в вопросе ситуации следует обратить внимание на следующее. Код «19» является кодом группы признаков необычных сделок клиента при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а «1990» – это код конкретного признака, наличие которого в условиях совершения конкретной операции (сделки) клиента может вызвать у организации подозрение в том, что она совершается в целях ОД/ФТ. Вместе с тем, описанная в вопросе ситуация, а именно наличие у зарегистрированного менее года назад акционерного общества уставного капитала выше минимального, не соответствует критерию необычной операции по коду 1990 либо вопрос поставлен некорректно. Так, коду 1990 будут соответствовать, например, совершаемые клиентом ОИП:

  • операции с векселями, выданными юридическим лицом, период деятельности которого не превышает один год и которое имеет минимальный уставный капитал;
  • сделки с необеспеченными облигациями.

Вопрос

В соответствии со ст.3 115-ФЗ «клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом».

В связи с этим возникает вопрос – кто (заемщик, инвестор, агент) и в какой момент (завершение процедуры идентификации, присоединения к правилам инвестиционной платформы, присоединения к условиям договора на оказание услуг или в какой-то иной момент) становится клиентом оператора инвестиционной платформы?

Ответ

Согласно используемым в Федеральном законе от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) понятиям ОИП – это организация, осуществляющая деятельность по организации привлечения инвестиций, под которой в свою очередь понимается оказание двух категорий услуг: по содействию в инвестировании и по привлечению инвестиций. Логично предположить, что лица, которым ОИП оказывает названные услуги, являются его клиентами.

Поскольку оказывать лицу соответствующий вид услуг организация имеет возможность только после юридического оформления отношений с ним – подписания договора, присоединения к правилам оказания услуг и т.п., соответственно статус клиента приобретается лицом именно в данный момент. Факт прохождения лицом идентификации не влияет на приобретение им статуса клиента.


Вопрос

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.7 115-ФЗ Платформа обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Будет ли считаться неисполнением данного пункта одновременное предоставление клиентом сведений/документов в рамках проведения процедуры идентификации (до ее завершения) и заявки на займ (по которой заемщик получает предварительное предложение от платформы, на основании этого позже формируется инвестиционное предложение заемщика (оферта) на займ, которое направляется инвестору).

Ответ

Согласно п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона № 259-ФЗ деятельность по организации привлечения инвестиций осуществляется на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, которые являются договорами присоединения и условия которых определяются ОИП в правилах инвестиционной платформы.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 259-ФЗ в правилах инвестиционной платформы должны содержаться в том числе порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров.

При ответе на данный вопрос следует исходить из того, что идентификация лица должна быть проведена ОИП до приема его на обслуживание, то есть до заключения с таким лицом соответствующего договора, в рассматриваемом случае до присоединения к правилам инвестиционной платформы. В целях исключения правовых рисков правилами инвестиционной платформы в порядке присоединения к договору следует предусмотреть завершение процедуры идентификации лица в качестве обязательного условия для присоединения к договору об оказании соответствующего вида услуг.


Вопрос

Просим дать пояснения по форме информирования Банка России о поручении оператором идентификации кредитной организации (требуется ли это)?

Ответ

Обязанность по информированию Банка России о лицах, которым поручено проведение идентификации, установлена п. 1.10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Порядок такого информирования устанавливает Банк России. В частности, для ОИП он установлен Указанием Банка России от 29.01.2020 № 5395-У «О порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов операторами инвестиционных платформ, форме отчетов операторов инвестиционных платформ и составе включаемых в них сведений», приложение 9 которого содержит форму и порядок предоставления Отчета о лицах, которым оператором инвестиционной платформы поручено проведение идентификации, по состоянию на отчетную дату.


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – имеются ли критерии необычных операций для клиентов оператора инвестиционной платформы?

Ответ

Приложение 3 к Положению № 445-П содержит перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, которым НФО, в том числе ОИП, следует руководствоваться в целях выявления подозрительных операций (сделок) клиентов. Данный перечень включает в себя как общие группы признаков, характерные для клиентов всех типов НФО (коды групп признаков 11-22), так и группы признаков, характерные для клиентов отдельных видов НФО. Поскольку на данный момент Банком России не разработаны признаки необычных операций, характерные для клиентов ОИП, при разработке ПВК и реализации на практике программы выявления операций ОИП следует использовать признаки, входящие в общие для всех НФО группы (коды 11-22). Кроме того, НФО вправе дополнить перечень, содержащийся в Приложении 3, дополнительными самостоятельно разработанными критериями и признаками и включить их в свои ПВК (п. 5.2. Положения № 445-П).


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – может ли банк, которому оператор поручил идентификацию, поручить ее проведение третьему лицу?

Ответ

Нет, не может.


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – необходимо ли открыть личный кабинет в Росфинмониторинг до подачи документов для включения в реестр ЦБ?

Ответ

Порядок ведения Банком России реестра ОИП установлен Указанием Банка России от 04.12.2019 № 5342-У. Пунктами 3, 4 Указания предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо подать заявителю в Банк России для включения сведений о нем в реестр ОИП. Данным перечнем не предусмотрены документы, свидетельствующие об открытии личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. Следовательно, включение в реестр ОИП не обусловлено открытием личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Кроме того, согласно п. 2 Порядка доступа к личному кабинету и его использования, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 20.07.2020 № 175, для получения доступа к личному кабинету необходимо сформировать заявление посредством заполнения соответствующей специализированной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга. Данная форма помимо прочего имеет графу «вид организации», в которой из закрытого перечня необходимо выбрать вид, соответствующей заявителю. Поскольку, исходя из определения, закрепленного Федеральным законом № 259-ФЗ, организатором инвестиционной платформы хозяйственное общество признается только после включения сведений о нем в реестр Банка России (ст. 2), то формально указать в заявлении на открытие личного кабинета «вид организации – ОИП», заявитель может только после включения сведений о нем в реестр Банка России.

Таким образом, включение в реестр ОИП и открытие личного кабинета на сайте Росфинмониторинга являются независимыми друг от друга процессами, произвести которые, однако, следует последовательно. При этом стоит учесть, что доступ к личному кабинету ОИП должен получить до приема на обслуживание первого клиента, чтобы иметь возможность провести его идентификацию в части выявления фигурантов Перечней.


Вопрос

Вопрос о правоприменении и контроле ПОД/ФТ/ФРОМУ – требуется ли генеральному директору оператора инвестиционной платформы проходить обязательный инструктаж в целях ПОД ФТ до подачи в реестр операторов?

Ответ

Порядок ведения Банком России реестра ОИП установлен Указанием Банка России от 04.12.2019 № 5342-У. Пунктами 3, 4 Указания предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо подать заявителю в Банк России для включения сведений о нем в реестр ОИП. Данным перечнем не предусмотрены документы, свидетельствующие о прохождении единоличным исполнительным органом заявителя обязательного инструктажа в целях ПОД/ФТ. Формой анкеты физического лица, которую необходимо заполнять в том числе в отношении руководителя заявителя, не предусмотрены графы для отражения сведений о прохождении им обучения в целях ПОД/ФТ. Следовательно, включение в реестр ОИП не обусловлено прохождением директором указанного обучения.

Вместе с тем, согласно четвертому абзацу п. 3.3 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» руководитель НФО должен пройти целевой инструктаж до назначения на соответствующую должность. Учитывая, что юридическое лицо приобретает статус ОИП только после включения сведений о нем в реестр Банка России, непрохождение руководителем хозяйственного общества на момент подачи в Банк России заявления о включении сведений о нем в реестр ОИП не будет являться нарушением требований Указания № 3471-У, поскольку формально такое общество еще не является НФО.

В целях исключения правовых рисков руководителю юридического лица после подачи в Банк России заявления о включении сведений о нем в реестр ОИП в течение одного месяца (срок, установленный ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 259-ФЗ для принятия Банком России решения о включении заявителя в реестр ОИП) следует пройти целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ.


Вопрос

Когда (в какой момент) инвестор и/или заемщик перестают быть клиентом ОИП (как согласно 115-ФЗ, так и 259-ФЗ от 02.08.2019)?

Ответ

С момента прекращения отношений с ним, то есть с момента, когда будут прекращены взаимные обязательства из договора между ОИП и клиентом. В целях исключения правовых рисков и однозначного определения даты прекращения отношений с клиентом, имеет смысл в правилах инвестиционной платформы ОИП прописать порядок расторжения договора присоединения (условия, при которых такой договор считается расторгнутым).