Новости

Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них

 

Вниманию организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий!

Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23.12.2020 опубликовано на официальном сайте Федеральной пробирной палаты и в личных кабинетах организаций и предпринимателей ювелирного сектора).

Методические рекомендации содержат следующие дополнительные критерии при оценке операций (перечень не является исчерпывающим, может дополняться организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из опыта проведения финансового мониторинга, оценки рисков ОД/ФТ).

Операционные критерии:
  1. Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.
  2. Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.
  3. Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.
  4. Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.
  5. Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.
Критерии, связанные с клиентом и его поведением:
  1. Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).
  2. Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.
  3. Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.
  4. Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).
  5. Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.
  6. Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения/происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.
  7. Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.

Организациям и индивидуальным предпринимателям рекомендуется в целях выявления подозрительных операций учитывать, в том числе то, что драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут:

  • являться имуществом или выступать формой доходов, полученных от преступной деятельности;
  • использоваться в схемах ухода от налогообложения;
  • приобретаться на денежные средства, полученные от преступной деятельности (коррупционных преступлений, незаконного оборота наркотиков, нецелевого использования и хищения бюджетных средств и др.), и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов;
  • использоваться в качестве инструмента финансирования терроризма.

Основой выявления необычных операций выступает постоянный финансовый мониторинг, проводимый как в отношении клиентов, совершающих разовые операции (сделки), так и в отношении клиентов, с которыми имеются длительные гражданско-правовые отношения, а также оценка рисков ОД/ФТ.

Также обращается внимание на часто возникающие у субъектов первичного финансового мониторинга вопросы формирования электронных сообщений, в частности даны следующие разъяснения:

  • если показатель «Код признака операции» принимает значение 0 «Операция с денежными средствами», то плательщиком по операции будет лицо, передающее денежные средства, а получателем – лицо, получающее соответствующие денежные средства, а в случае, если указанный показатель принимает значение 1 «Операция с иным имуществом», то плательщиком по операции будет лицо, передающее имущество, а получателем – лицо, получающее имущество;
  • в случае выявления и признания операции клиента подозрительной по основаниям, отличным от критериев выявления и признаков необычных операций (сделок), утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, при формировании сообщения в Росфинмониторинг с указанием в показателе «Код признака необычной сделки» кодов «ХХ99» в показателе «Дополнительные сведения» в обязательном порядке указываются основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной.

Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за декабрь 2020 года

 

Вопрос

В связи с вступлением в силу 10.01.2021 отдельных положений Федерального закона № 208-ФЗ НФО просит дать разъяснение по применению абзаца 1 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ в части заполнения указанных ниже полей ФЭС при направлении сведений в уполномоченный орган по операции «скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей»:

  • В разделе «Сведения об операции» в качестве даты совершения операции необходимо указывать: дату договора (дату вступления договора в силу) или дату получения денежных средств, или дату передачи имущества?
  • В разделе «основание совершение операции» необходимо указывать реквизиты (вид документа, наименование вида документа, наименование иного вида документа, номер документа, дату документа, краткое содержание документа) договора/протокола в рамках которого произведена операция, или товарной накладной, или счета, или иного документа?
  • Должна ли НФО суммировать операции менее 600 000 рублей, как в рамках одного договора, так и в рамках разных договоров и предоставлять сведения в уполномоченный орган при достижении пороговой суммы в 600 000 рублей, руководствуясь информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016. Если должна, то каким образом заполнять поля, указанные в предыдущих абзацах.

Разъяснения просим дать как в случае наличия договора (протокола) с указанной общей суммой, так и в случае рамочного договора (без указания общей суммы).

Ответ

Подлежать обязательному контролю будет каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.

Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у НФО не возникает.

При направлении сведений в Росфинмониторинг в качестве даты совершения операции указывается дата передачи имущества, а в показателе «Основание совершения операции» ФЭС – документы, подтверждающие передачу имущества (акт приема-передачи, товарная накладная и иные), а также соответствующий договор (протокол торгов).


Вопрос

Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ1 (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ2 ), вступающими в силу с 01.01.2021, просит разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому под операцией, подлежащей обязательному контролю со стороны НПФ, является: «Операция по получению некоммерческой организацией (далее – НКО) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее». В связи с вышеизложенным, НПФ просит:

  • Разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ к деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, так как проведение операций НКО, перечисленных в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в рамках лицензионной деятельности НПФ исключен;
  • Разъяснить, только ли приходные/расходные операции с денежными средствами и (или) иным имуществом НКО, полученным от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежат обязательному контролю на сумму, указанную в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ?
Ответ

В контексте п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ под операциями по расходованию денежных средств и (или) иного имущества НКО следует рассматривать действия, в результате которых происходит выбытие денежных средств / иного имущества НКО, вне зависимости от того, получены ли расходуемые денежные средства / иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, или иных лиц.

Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Департамента, содержащиеся в информационном письме от 22.07.2014 № 24 (вопрос 6), направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9002 подлежат сведения об операциях по передаче клиентом – НКО наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу НПФ в рамках соответствующего договора, заключенного с НПФ.

Таблица самооценки НФО по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ 2020

 

Уважаемые клиенты – субъекты 115-ФЗ / некредитные финансовые организации! *

Предлагаем скачать удобную памятку для самооценки системы внутреннего контроля в компании.

Скачать таблицу в формате *.DOCX: Таблица самооценки НФО по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ 2020

Полный список организаций-субъектов 115-ФЗ – некредитные финансовые организации
Организации-субъекты 115-ФЗ – некредитные финансовые
* в соответствии со статьей 5 Закона 115-ФЗ
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
  • страховые брокеры
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые имикрокредитные организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;
  • операторы инвестиционных платформ

Таблица составлена на основании Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России.

Будьте бдительны! Под видом Росфинмониторинга злоумышленники вымогают деньги

 

27.11.2020 Федеральная служба по финансовому мониторингу на своем сайте разместила официальное уведомление, в котором обращает внимание физических и юридических лиц об активизации злоумышленников, которые используя подменные номера и электронную почту (+7 (495) 627-33-97, info3@fedsfm.ru) угрожают блокировкой счетов по Федеральному закону № 115-ФЗ и вымогают таким образом денежные средства или конфиденциальную информацию.

Росфинмониторинг обращает внимание на то, что блокировка счетов не предполагает непосредственное взаимодействие Службы с физическими и юридическими лицами и осуществляется кредитными учреждениями.

Федеральная служба призывает проявлять бдительность, чтобы не попасться на уловки злоумышленников!

Вниманию НФО, поднадзорных Банку России: 20 ноября опубликовано Указание Банка России от 05.10.2020 № 5588-У

 

20 ноября 2020 года официально опубликовано Указание Банка России от 05.10.2020 № 5588-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 декабря 2019 года № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета».

Помимо прочего Указание Банка России от 19.12.2019 № 5361-У дополнено новым требованием, а именно – участник информационного обмена в случае получения от Банка России процессуального документа по делу об административном правонарушении не позднее следующего рабочего дня должен направить в Банк России через личный кабинет письмо о подтверждении получения такого процессуального документа со ссылкой на его исходящий номер и дату.

Новая обязанность призвана упростить для Банка России процедуру надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о возбуждении и рассмотрении в отношении него административных дел. Особенную актуальность данная норма приобрела в условиях пандемии и повсеместного перехода на удаленный формат работы, в том числе организаций финансового сектора.

Изменения вступят в законную силу 01.12.2021.

Таким образом, начиная с 01.12.2020 все участники информационного обмена с Банком России должны будут подтверждать получение уведомлений о составлении протокола, протоколов, определений, постановлений и других процессуальных документов в рамках дела об административном правонарушении. Однако, форма такого подтверждения, а также ответственность за несоблюдение новой обязанности на данный момент не установлены.

Вниманию инвестиционных консультантов: 23 ноября опубликовано Указание Банка России от 08.10.2020 № 5591-У

 

23 ноября 2020 года официально опубликовано Указание Банка России от 08.10.2020 № 5591-У «О предоставлении лицами, указанными в статье 7.1-1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной указанной статьей».

Новое Указание издано взамен Указания Банка России от 28.12.2016 № 4256-У и распространяет предусмотренное последним регулирование на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию.

Напомним, что 07.04.2020 вступили в законную силу изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, в результате которых профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, исключены из перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Одновременно на таких профессиональных участников рынка ценных бумаг была возложена обязанность предоставлять Росфинмониторингу по его запросу информацию о клиентах, которым предоставлены индивидуальные инвестиционные рекомендации, об инвестиционных профилях данных клиентов, а также о содержании рекомендаций в порядке и объеме, установленных Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.

Такой порядок теперь предусмотрен Указанием Банка России от 08.10.2020 № 5591-У, который вступает в законную силу 04.12.2020.