9 февраля 2021
Пробирная палатаРосфинмониторинг
Федеральной пробирной палатой и Федеральной службой по финансовому мониторингу совместно подготовлены Методические рекомендации для субъектов сектора ДМДК в целях оказания методической помощи при выявлении сделок или финансовых операций, которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Соответствующее информационное письмо Росфинмониторинга было размещено 24.12.2020 в личных кабинетах организаций и предпринимателей ювелирного сектора.
8 февраля 2021
Банк РоссииПрактика по ПОД/ФТ
Вопрос
В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублям, или превышает ее.
В связи с этим страховая организация просит разъяснить:
- Верно ли, что обязательному контролю подлежат операции по поступлению в наличной форме денежных средств от некоммерческой организации на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, в качестве оплаты страховой премии по договору страхования?
- Верно ли, что операции по поступлению в безналичной форме денежных средств от некоммерческой организации на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, на счет страховой организации в качестве оплаты страховой премии по договору страхования, не являются для страховой организации основанием для квалификации данной операции, как операции подлежащей обязательному контролю?
Ответ
Принимая во внимание положения пп. 4 п. 1 ст. 7 и п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, при зачислении на банковский счет страховой компании денежных средств в сумме равной или превышающей 100 000 рублей / эквивалент в иностранной валюте (далее – пороговое значение) с банковских счетов клиентов, являющихся некоммерческими организациями, страховая компания не располагает всей необходимой для представления сведений информацией.
Таким образом, обязанность по представлению сведений в Росфинмониторинг о рассмотренных выше операциях возникает у кредитной организации, в которой открыт соответствующий счет.
В свою очередь, в случае передачи некоммерческой организацией наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу страховой компании, у такой страховой компании возникает обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения в отношении такой операции, подлежащей обязательному контролю.
Из ответа Банка России следует, что получение от некоммерческой организации наличных денежных средств в кассу страховой организации в качестве оплаты страховой премии будет является операцией, подлежащей обязательному контролю, в то время как аналогичная по смыслу операция в безналичной форме – не является подлежащей обязательному контролю со стороны страховой организации.
Вопрос
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
На основании абзаца третьего п. 1.5 Положения № 444-П обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может не проводиться НФО при наличии в совокупности условий, определенных данным пунктом.
Учитывая изложенное, инвестиционная компания просит разъяснить, вправе ли она, со своей стороны предпринявшая все доступные и обоснованные меры по обновлению сведений о клиенте, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в результате чего, однако, обновление сведений о таком клиенте не было завершено, совершать следующие операции, которые не предполагают личное обращение такого клиента в компанию:
- Получать от оплату своих услуг (депозитарные и брокерские комиссии, возмещение расходов, предусмотренное тарифами) на расчетный счет Компании;
- Получать оплату своих услуг (депозитарные и брокерские комиссии, возмещение расходов, предусмотренное тарифами), если регламентом оказания брокерских услуг и условиями осуществления депозитарной деятельности (клиентский регламент) предусмотрена процедура безакцептного списания данных расходов;
- Перечислять на банковские реквизиты клиента дивиденды и иные доходы, поступившие на его имя в депозитарий;
- Зачислять на счет клиента, открытый в компании (брокерский счет), дивиденды и иные доходы, поступившие на его имя в депозитарий;
- Производить на общих основаниях конвертацию ценных бумаг по счету депо клиента;
- Производить операции по обязательному выкупу ценных бумаг по счету депо клиента?
Ответ
Действующее законодательство в области ПОД/ФТ не ограничивает НФО в способах и источниках обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в целях исполнения требования пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом, учитывая норму п. 2.3 Положения № 444-П, НФО в целях получения обновленной информации о клиентах вправе предусмотреть в заключаемых договорах положения, согласно которым клиент, при изменении сведений, установленных при его идентификации, должен предоставить НФО соответствующую информацию к сроку обновления таких сведений. Непредставление соответствующей информации НФО вправе расценить как неизменность сведений о клиенте, установленных при его идентификации. В таком случае факт завершения процедуры обновления сведений о клиенте должен быть зафиксирован в анкете.
При неизменности идентификационных сведений, достоверность информации о клиенте (представите клиента) может быть подтверждена путем обращения к источникам информации, указанным в п. 2.2 Положения № 444-П.
Из ответа Банка России следует, что наличие в договоре с клиентом обязанности последнего своевременно сообщать об изменении своих идентификационных сведений в совокупности с обращением к открытым источникам информации, является достаточными мерами, направленными на обновление сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. В данном случае отсутствие информации об изменении указанных сведений свидетельствует об их неизменности, при этом факт завершения процедуры обновления сведений должен быть отражен в анкете (досье) клиента. Следовательно, ограничений по совершению в интересах и/или по поручению клиентов каких-либо операций не будет.
С 30.01.2021 действует новая редакция п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, из которой исключено такое основание для отказа от совершения НФО операции по поручению клиента, как непредставление документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ. Такое право теперь обусловлено исключительно возникновением подозрений в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
23 января 2021
Банк РоссииНовости надзораПробирная палатаРосфинмониторинг
30.12.2020 Президентом РФ подписан Федеральный закон № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 536-ФЗ).
Попробуем разобраться какие изменения и когда ждут субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в связи с принятыми поправками.
В первую очередь следует отметить, что изменения коснутся всех без исключения субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, включая кредитные и некредитные финансовые организации; организации, поднадзорные Росфинмониторингу и иным ведомствам.
В целом принятый закон направлен на исключение необоснованного применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций, а также применения кредитными организациями права на отказ в заключении или расторжение договора банковского счета (вклада).
Федеральным законом № 536-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в законную силу поправок. Учитывая дату его официального опубликования 30.12.2020, большая часть изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ начнет действовать с 30.01.2021, остальные – с 01.09.2021. (далее…)
10 января 2021
Пробирная палатаРосфинмониторинг
Вниманию организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий!
Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23.12.2020 опубликовано на официальном сайте Федеральной пробирной палаты и в личных кабинетах организаций и предпринимателей ювелирного сектора).
Методические рекомендации содержат следующие дополнительные критерии при оценке операций (перечень не является исчерпывающим, может дополняться организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из опыта проведения финансового мониторинга, оценки рисков ОД/ФТ).
Операционные критерии:
- Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.
- Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.
- Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.
- Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.
- Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.
Критерии, связанные с клиентом и его поведением:
- Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).
- Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.
- Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.
- Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).
- Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.
- Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения/происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.
- Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.
Организациям и индивидуальным предпринимателям рекомендуется в целях выявления подозрительных операций учитывать, в том числе то, что драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут:
- являться имуществом или выступать формой доходов, полученных от преступной деятельности;
- использоваться в схемах ухода от налогообложения;
- приобретаться на денежные средства, полученные от преступной деятельности (коррупционных преступлений, незаконного оборота наркотиков, нецелевого использования и хищения бюджетных средств и др.), и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов;
- использоваться в качестве инструмента финансирования терроризма.
Основой выявления необычных операций выступает постоянный финансовый мониторинг, проводимый как в отношении клиентов, совершающих разовые операции (сделки), так и в отношении клиентов, с которыми имеются длительные гражданско-правовые отношения, а также оценка рисков ОД/ФТ.
Также обращается внимание на часто возникающие у субъектов первичного финансового мониторинга вопросы формирования электронных сообщений, в частности даны следующие разъяснения:
- если показатель «Код признака операции» принимает значение 0 «Операция с денежными средствами», то плательщиком по операции будет лицо, передающее денежные средства, а получателем – лицо, получающее соответствующие денежные средства, а в случае, если указанный показатель принимает значение 1 «Операция с иным имуществом», то плательщиком по операции будет лицо, передающее имущество, а получателем – лицо, получающее имущество;
- в случае выявления и признания операции клиента подозрительной по основаниям, отличным от критериев выявления и признаков необычных операций (сделок), утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, при формировании сообщения в Росфинмониторинг с указанием в показателе «Код признака необычной сделки» кодов «ХХ99» в показателе «Дополнительные сведения» в обязательном порядке указываются основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной.
10 января 2021
Банк РоссииПрактика по ПОД/ФТРосфинмониторинг
Вопрос
В связи с вступлением в силу 10.01.2021 отдельных положений Федерального закона № 208-ФЗ НФО просит дать разъяснение по применению абзаца 1 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ в части заполнения указанных ниже полей ФЭС при направлении сведений в уполномоченный орган по операции «скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей»:
- В разделе «Сведения об операции» в качестве даты совершения операции необходимо указывать: дату договора (дату вступления договора в силу) или дату получения денежных средств, или дату передачи имущества?
- В разделе «основание совершение операции» необходимо указывать реквизиты (вид документа, наименование вида документа, наименование иного вида документа, номер документа, дату документа, краткое содержание документа) договора/протокола в рамках которого произведена операция, или товарной накладной, или счета, или иного документа?
- Должна ли НФО суммировать операции менее 600 000 рублей, как в рамках одного договора, так и в рамках разных договоров и предоставлять сведения в уполномоченный орган при достижении пороговой суммы в 600 000 рублей, руководствуясь информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016. Если должна, то каким образом заполнять поля, указанные в предыдущих абзацах.
Разъяснения просим дать как в случае наличия договора (протокола) с указанной общей суммой, так и в случае рамочного договора (без указания общей суммы).
Ответ
Подлежать обязательному контролю будет каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.
Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у НФО не возникает.
При направлении сведений в Росфинмониторинг в качестве даты совершения операции указывается дата передачи имущества, а в показателе «Основание совершения операции» ФЭС – документы, подтверждающие передачу имущества (акт приема-передачи, товарная накладная и иные), а также соответствующий договор (протокол торгов).
Вопрос
Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ1 (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ2 ), вступающими в силу с 01.01.2021, просит разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому под операцией, подлежащей обязательному контролю со стороны НПФ, является: «Операция по получению некоммерческой организацией (далее – НКО) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее». В связи с вышеизложенным, НПФ просит:
- Разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ к деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, так как проведение операций НКО, перечисленных в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в рамках лицензионной деятельности НПФ исключен;
- Разъяснить, только ли приходные/расходные операции с денежными средствами и (или) иным имуществом НКО, полученным от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежат обязательному контролю на сумму, указанную в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ?
Ответ
В контексте п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ под операциями по расходованию денежных средств и (или) иного имущества НКО следует рассматривать действия, в результате которых происходит выбытие денежных средств / иного имущества НКО, вне зависимости от того, получены ли расходуемые денежные средства / иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, или иных лиц.
Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Департамента, содержащиеся в информационном письме от 22.07.2014 № 24 (вопрос 6), направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9002 подлежат сведения об операциях по передаче клиентом – НКО наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу НПФ в рамках соответствующего договора, заключенного с НПФ.
1 декабря 2020
Практика по ПОД/ФТ
Уважаемые клиенты – субъекты 115-ФЗ / некредитные финансовые организации! *
Предлагаем скачать удобную памятку для самооценки системы внутреннего контроля в компании.
Скачать таблицу в формате *.DOCX: Таблица самооценки НФО по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ 2020
Полный список организаций-субъектов 115-ФЗ – некредитные финансовые организации
Организации-субъекты 115-ФЗ – некредитные финансовые
* в соответствии со статьей 5 Закона 115-ФЗ |
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
- страховые брокеры
- ломбарды;
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые имикрокредитные организации;
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;
- операторы инвестиционных платформ
|
Таблица составлена на основании Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России.