Новости

Вниманию лизинговых и факторинговых компаний

Результаты правоприменительной практики Росфинмониторинга показывают, что актуальной причиной допускаемых лизинговыми и факторинговыми компаниями нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге1.

В целях профилактики указанных нарушений достигнута договоренность с Банком России рекомендовать кредитным организациям проверять факт постановки на учет в Росфинмониторинге вышеуказанных субъектов. Банком России выпущены Методические рекомендации2, которыми предложено:

  • проверять информацию о постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга лизинговых и факторинговых компаний как до принятия их на обслуживание, так и в отношении уже находящихся на обслуживании;
  • реализовывать право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада), в выполнении распоряжения о совершении операции3 в случае отсутствия постановки указанных субъектов на учет в Росфинмониторинге.

В этой связи обращаем внимание на соблюдение порядка и сроков постановки на учет в Росфинмониторинге. Организации, осуществляющие лизинговую и (или) факторинговую деятельность, должны в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы данных лиц, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг, представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет4.


1 В соответствии с подпунктами “а” и “е” пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 (далее – Положение N 58).

2 Методические рекомендации Банка России от 19.08.2020 N 13-МР “О повышении внимания кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании лизинговых компаний и факторинговых компаний”.

3 В соответствии с пунктом 5.2 статьи 7, пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

4 В соответствии с пунктами 3, 4 Положения N 58.

Росфинмониторинг просит риэлторов обратить внимание на изменения по исполнению требований115-ФЗ

ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ,  ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СДЕЛОК КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля» в Росфинмониторинг поступают запросы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о новом порядке исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ.

Считаем необходимым отметить следующее.

Федеральным законом № 208-ФЗ скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений разными субъектами. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, упразднена обязанность по представлению в Службу сведений об операциях (сделках) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Акцентируем внимание, что данная норма вступает в силу 10 января 2021 года, в связи с чем, обязанность по представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, сохраняется до указанной даты.

Дополнительно обращаем внимание, что иные обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ сохранены в полном объёме, в том числе:

  • по постановке на учёт в Росфинмониторинге до начала осуществления указанной детальности,
  • разработке правил внутреннего контроля,
  • назначению специального должностного лица,
  • проведению идентификации и изучения клиента,
  • проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций,
  • выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.

Таким образом, вывод об исключении организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, из состава субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ, а равно как по отмене каких-либо обязанностей, кроме информирования об операциях, подлежащих обязательному контролю, является недопустимым.

Источник

Ближайший курс целевого инструктажа и повышения уровня знаний пройдет 27 августа в онлайн формате. В курс войдут все новации и содержательные комментарии от разработчиков изменений.

Росфинмониторинг принял Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 212-ФЗ

Настоящим информируем об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), в результате принятия Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Федеральным законом № 212-ФЗ в круг субъектов, на которых распространяются требования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), включены операторы финансовых платформ.

Операторами финансовых платформ являются юридические лица, обеспечивающие возможность совершения между кредитными, некредитными финансовыми организациями, эмитентами и физическими лицами сделок, направленных на предоставление банковских, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделок с финансовыми инструментами, договоров доверительного управления имуществом, а также сделок, направленных на предоставление иных услуг финансового характера.

Юридическое лицо приобретает статус оператора финансовой платформы со дня его включения Банком России в соответствующий реестр.

Федеральным законом № 212-ФЗ установлены права и обязанности оператора финансовой платформы в целях реализации требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, в том числе в части:

•    обязанности разрабатывать правила внутреннего контроля;
•    обязанности применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также лиц, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о блокировании (замораживании) денежных средств или иного имущества;
•    обязанности проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг;
•    обязанности назначать специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
•    права на отказ от проведения операций с денежными средствами или иным имуществом и обязанности представлять сведения о таких отказах в Росфинмониторинг.

Федеральный закон № 212-ФЗ закрепляет различные способы проведения оператором финансовой платформы процедур идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. 

Федеральным законом № 212-ФЗ предоставлено право оператору финансовой платформы поручать проведение идентификации клиента–  физического лица, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при их личном присутствии банку. Одновременно, вышеназванный федеральный закон устанавливает перечень финансовых организаций, которые вправе поручать проведение идентификации оператору финансовой платформы, а также сделок, в целях совершения которых допускается поручение идентификации. Главным условием поручения идентификации данному субъекту Федерального закона № 115-ФЗ является заключение сделок по предоставлению услуг финансового характера с использованием финансовой платформы.

Федеральный закон № 212-ФЗ также предусматривает возможность проведения оператором финансовой платформы упрощенной идентификации клиента-физического лица и закрепляет право размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения о клиенте – гражданине Российской Федерации после проведения идентификации при его личном присутствии.

Предоставление указанному субъекту Федерального закона № 115-ФЗ таких возможностей обеспечивает повышение доступности финансовых услуг среди широких слоев населения.

Контроль за исполнением оператором финансовой платформы требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных правовых актов в сфере ПОД/ФТ возложен на Банк России. 

Федеральный закон № 212-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 июля 2020 года (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007200055).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ положения, касающиеся осуществления прав и обязанностей оператора финансовой платформы при реализации требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, вступили в силу 20 июля 2020 года.

Источник

О принятии Федерального закона от 20 июля 2020 г. «О внесении изменений в статью 131 Федерального закона «О лотереях» и статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Настоящим информируем, что Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 131 Федерального закона «О лотереях» и статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр и деятельность по организации и проведению лотерей, в соответствие с Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В частности, Федеральным законом устанавливается, что организатором азартных игр не может выступать юридическое лицо, учредителями (участниками), бенефициарными владельцами которого являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против государственной власти.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что учредителями (участниками) организатора азартных игр, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления такого организатора азартных игр, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа соответствующего организатора азартных игр, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), включенных в перечень, утвержденный Минфином России.

Федеральным законом также предусматривается установление аналогичных требований к оператору лотереи.

Источник

13.07.2020 принят Федеральный закон N 208-ФЗ

Федеральный закон N 208-ФЗ от 13.07.2020 года начнёт действовать 10.01.2021, за исключением отдельных положений.

Необходимо провести с работниками дополнительный инструктаж и оформить соответствующие документы.

Основные изменения:

  • Корректируются операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю;
  • Устанавливается обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом;
  • Увеличивается со 100000 до 200000 рублей сумма покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа, при которой идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (вступило в силу);
  • Разграничен перечень операций, подлежащих обязательному контролю по субъектам (кредитные организации, лизинг, ювелиры, факторинг, почта, операторы сотовой связи и прочие организации);
  • Включены дополнительные операции, подлежащие обязательному контролю (факторинг, операторы сотовой связи, почта);
  • В состав ФЭС о подозрительной операции обязательно включаются имеющаяся информация о бенефициарном владельце (вступает в силу с 1 марта 2022).

ЦБ вводит реестр для ломбардов

7 июля 2020 принят Государственной Думой и 13 июля 2020 подписан Президентом Российской Федерации федеральный закон (Законопроект № 775367-7), вносящий изменения в следующие Федеральные законы:

  • от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
  • от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»;
  • от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;
  • от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

Новый закон уточняет регулирование деятельности микрофинансовых институтов – совершенствуется порядок функционирования кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций (далее – КПК, СКПК, МФО) и ломбардов.

Для членов КПК устанавливаются требования к объединению пайщиков на основе территориального, социального и профессионального принципов, уточняются процедурные вопросы, связанные с проведением общего собрания пайщиков и реализацией полномочий исполнительных органов. Исключается возможность реорганизации КПК путём преобразования. Введено требование о необходимости уведомления Банка России об открытии обособленных подразделений КПК. Все это должно содействовать формированию реальной общности членов КПК, пресечению работы недобросовестных организаций, использующих правовую форму КПК в том числе для создания финансовых пирамид.

Законом вводятся ограничения по использованию в наименовании юридических лиц слов и сокращений СКПК, КПК, МФО и ломбард.

Согласно закону, крупные кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации будут обязаны размещать подробную информацию о своей деятельности на официальном сайте компании в российской доменной зоне.

Кроме того, закон изменяет процедуру допуска ломбардов на финансовый рынок, согласно которой легально работать сможет только ломбард, внесенный Банком России в государственный реестр ломбардов. Соответственно, организация потеряет статус ломбарда, если Банк России исключит ее из этого реестра. Указанным законом подробным образом регламентируются процедуры и основания для включения ломбардов в реестр и исключения из него.

Новым законом устанавливаются требования к единоличному исполнительному органу ломбарда, а также на специальное должностное лицо ломбарда распространяются квалификационные требования, устанавливаемые Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

В отношении ломбардов закон наделяет Банк России правом утверждать форму залогового билета; расширяет полномочия ломбарда в части возможности сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и осуществления деятельности банковского платежного агента.

Вносимые изменения направлены на защиту интересов потребителей финансовых услуг, а также на пресечение недобросовестных практик на рынке потребительского кредитования, повышение защиты потребителей от нелегальных кредиторов, выдающих себя за микрофинансовые институты.  Кроме того, они позволяют унифицировать законодательные требования к профессиональным кредиторам.

Новый федеральный закон вступает в законную силу по истечение 90 дней после его официального опубликования. Доя отдельных статей установлены специальные сроки вступления в законную силу – 90, 270 дней или год со дня вступления федерального закона в законную силу.