Новости

Подготовлены Методические рекомендации для субъектов сектора ДМДК

 

Федеральной пробирной палатой и Федеральной службой по финансовому мониторингу совместно подготовлены Методические рекомендации для субъектов сектора ДМДК в целях оказания методической помощи при выявлении сделок или финансовых операций, которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Соответствующее информационное письмо Росфинмониторинга было размещено 24.12.2020 в личных кабинетах организаций и предпринимателей ювелирного сектора.

Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за январь 2021 года

 

Вопрос

В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублям, или превышает ее.

В связи с этим страховая организация просит разъяснить:

  1. Верно ли, что обязательному контролю подлежат операции по поступлению в наличной форме денежных средств от некоммерческой организации на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, в качестве оплаты страховой премии по договору страхования?
  2. Верно ли, что операции по поступлению в безналичной форме денежных средств от некоммерческой организации на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, на счет страховой организации в качестве оплаты страховой премии по договору страхования, не являются для страховой организации основанием для квалификации данной операции, как операции подлежащей обязательному контролю?
Ответ

Принимая во внимание положения пп. 4 п. 1 ст. 7 и п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, при зачислении на банковский счет страховой компании денежных средств в сумме равной или превышающей 100 000 рублей / эквивалент в иностранной валюте (далее – пороговое значение) с банковских счетов клиентов, являющихся некоммерческими организациями, страховая компания не располагает всей необходимой для представления сведений информацией.

Таким образом, обязанность по представлению сведений в Росфинмониторинг о рассмотренных выше операциях возникает у кредитной организации, в которой открыт соответствующий счет.

В свою очередь, в случае передачи некоммерческой организацией наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу страховой компании, у такой страховой компании возникает обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения в отношении такой операции, подлежащей обязательному контролю.

Из ответа Банка России следует, что получение от некоммерческой организации наличных денежных средств в кассу страховой организации в качестве оплаты страховой премии будет является операцией, подлежащей обязательному контролю, в то время как аналогичная по смыслу операция в безналичной форме – не является подлежащей обязательному контролю со стороны страховой организации.


Вопрос

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

На основании абзаца третьего п. 1.5 Положения № 444-П обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может не проводиться НФО при наличии в совокупности условий, определенных данным пунктом.

Учитывая изложенное, инвестиционная компания просит разъяснить, вправе ли она, со своей стороны предпринявшая все доступные и обоснованные меры по обновлению сведений о клиенте, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в результате чего, однако, обновление сведений о таком клиенте не было завершено, совершать следующие операции, которые не предполагают личное обращение такого клиента в компанию:

  1. Получать от оплату своих услуг (депозитарные и брокерские комиссии, возмещение расходов, предусмотренное тарифами) на расчетный счет Компании;
  2. Получать оплату своих услуг (депозитарные и брокерские комиссии, возмещение расходов, предусмотренное тарифами), если регламентом оказания брокерских услуг и условиями осуществления депозитарной деятельности (клиентский регламент) предусмотрена процедура безакцептного списания данных расходов;
  3. Перечислять на банковские реквизиты клиента дивиденды и иные доходы, поступившие на его имя в депозитарий;
  4. Зачислять на счет клиента, открытый в компании (брокерский счет), дивиденды и иные доходы, поступившие на его имя в депозитарий;
  5. Производить на общих основаниях конвертацию ценных бумаг по счету депо клиента;
  6. Производить операции по обязательному выкупу ценных бумаг по счету депо клиента?
Ответ

Действующее законодательство в области ПОД/ФТ не ограничивает НФО в способах и источниках обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в целях исполнения требования пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом, учитывая норму п. 2.3 Положения № 444-П, НФО в целях получения обновленной информации о клиентах вправе предусмотреть в заключаемых договорах положения, согласно которым клиент, при изменении сведений, установленных при его идентификации, должен предоставить НФО соответствующую информацию к сроку обновления таких сведений. Непредставление соответствующей информации НФО вправе расценить как неизменность сведений о клиенте, установленных при его идентификации. В таком случае факт завершения процедуры обновления сведений о клиенте должен быть зафиксирован в анкете.

При неизменности идентификационных сведений, достоверность информации о клиенте (представите клиента) может быть подтверждена путем обращения к источникам информации, указанным в п. 2.2 Положения № 444-П.

Из ответа Банка России следует, что наличие в договоре с клиентом обязанности последнего своевременно сообщать об изменении своих идентификационных сведений в совокупности с обращением к открытым источникам информации, является достаточными мерами, направленными на обновление сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. В данном случае отсутствие информации об изменении указанных сведений свидетельствует об их неизменности, при этом факт завершения процедуры обновления сведений должен быть отражен в анкете (досье) клиента. Следовательно, ограничений по совершению в интересах и/или по поручению клиентов каких-либо операций не будет.

С 30.01.2021 действует новая редакция п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, из которой исключено такое основание для отказа от совершения НФО операции по поручению клиента, как непредставление документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ. Такое право теперь обусловлено исключительно возникновением подозрений в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Оцениваем грядущие изменения в антиотмывочный закон

 

30.12.2020 Президентом РФ подписан Федеральный закон № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 536-ФЗ).

Попробуем разобраться какие изменения и когда ждут субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в связи с принятыми поправками.

В первую очередь следует отметить, что изменения коснутся всех без исключения субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, включая кредитные и некредитные финансовые организации; организации, поднадзорные Росфинмониторингу и иным ведомствам.

В целом принятый закон направлен на исключение необоснованного применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций, а также применения кредитными организациями права на отказ в заключении или расторжение договора банковского счета (вклада).

Федеральным законом № 536-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в законную силу поправок. Учитывая дату его официального опубликования 30.12.2020, большая часть изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ начнет действовать с 30.01.2021, остальные – с 01.09.2021. (далее…)

Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них

 

Вниманию организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий!

Росфинмониторингом даны методические рекомендации по выявлению операций, проводимых для отмывания преступных доходов, и представлению сведений о них (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23.12.2020 опубликовано на официальном сайте Федеральной пробирной палаты и в личных кабинетах организаций и предпринимателей ювелирного сектора).

Методические рекомендации содержат следующие дополнительные критерии при оценке операций (перечень не является исчерпывающим, может дополняться организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из опыта проведения финансового мониторинга, оценки рисков ОД/ФТ).

Операционные критерии:
  1. Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.
  2. Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.
  3. Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.
  4. Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.
  5. Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.
Критерии, связанные с клиентом и его поведением:
  1. Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).
  2. Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.
  3. Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.
  4. Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).
  5. Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.
  6. Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения/происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.
  7. Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.

Организациям и индивидуальным предпринимателям рекомендуется в целях выявления подозрительных операций учитывать, в том числе то, что драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут:

  • являться имуществом или выступать формой доходов, полученных от преступной деятельности;
  • использоваться в схемах ухода от налогообложения;
  • приобретаться на денежные средства, полученные от преступной деятельности (коррупционных преступлений, незаконного оборота наркотиков, нецелевого использования и хищения бюджетных средств и др.), и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов;
  • использоваться в качестве инструмента финансирования терроризма.

Основой выявления необычных операций выступает постоянный финансовый мониторинг, проводимый как в отношении клиентов, совершающих разовые операции (сделки), так и в отношении клиентов, с которыми имеются длительные гражданско-правовые отношения, а также оценка рисков ОД/ФТ.

Также обращается внимание на часто возникающие у субъектов первичного финансового мониторинга вопросы формирования электронных сообщений, в частности даны следующие разъяснения:

  • если показатель «Код признака операции» принимает значение 0 «Операция с денежными средствами», то плательщиком по операции будет лицо, передающее денежные средства, а получателем – лицо, получающее соответствующие денежные средства, а в случае, если указанный показатель принимает значение 1 «Операция с иным имуществом», то плательщиком по операции будет лицо, передающее имущество, а получателем – лицо, получающее имущество;
  • в случае выявления и признания операции клиента подозрительной по основаниям, отличным от критериев выявления и признаков необычных операций (сделок), утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, при формировании сообщения в Росфинмониторинг с указанием в показателе «Код признака необычной сделки» кодов «ХХ99» в показателе «Дополнительные сведения» в обязательном порядке указываются основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной.

Обзор ответов Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на запросы Некредитных финансовых организаций (НФО) о порядке применения законодательства в сфере ПОД/ФТ за декабрь 2020 года

 

Вопрос

В связи с вступлением в силу 10.01.2021 отдельных положений Федерального закона № 208-ФЗ НФО просит дать разъяснение по применению абзаца 1 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ в части заполнения указанных ниже полей ФЭС при направлении сведений в уполномоченный орган по операции «скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей»:

  • В разделе «Сведения об операции» в качестве даты совершения операции необходимо указывать: дату договора (дату вступления договора в силу) или дату получения денежных средств, или дату передачи имущества?
  • В разделе «основание совершение операции» необходимо указывать реквизиты (вид документа, наименование вида документа, наименование иного вида документа, номер документа, дату документа, краткое содержание документа) договора/протокола в рамках которого произведена операция, или товарной накладной, или счета, или иного документа?
  • Должна ли НФО суммировать операции менее 600 000 рублей, как в рамках одного договора, так и в рамках разных договоров и предоставлять сведения в уполномоченный орган при достижении пороговой суммы в 600 000 рублей, руководствуясь информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016. Если должна, то каким образом заполнять поля, указанные в предыдущих абзацах.

Разъяснения просим дать как в случае наличия договора (протокола) с указанной общей суммой, так и в случае рамочного договора (без указания общей суммы).

Ответ

Подлежать обязательному контролю будет каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.

Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у НФО не возникает.

При направлении сведений в Росфинмониторинг в качестве даты совершения операции указывается дата передачи имущества, а в показателе «Основание совершения операции» ФЭС – документы, подтверждающие передачу имущества (акт приема-передачи, товарная накладная и иные), а также соответствующий договор (протокол торгов).


Вопрос

Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ1 (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ2 ), вступающими в силу с 01.01.2021, просит разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому под операцией, подлежащей обязательному контролю со стороны НПФ, является: «Операция по получению некоммерческой организацией (далее – НКО) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее». В связи с вышеизложенным, НПФ просит:

  • Разъяснить порядок применения п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ к деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, так как проведение операций НКО, перечисленных в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в рамках лицензионной деятельности НПФ исключен;
  • Разъяснить, только ли приходные/расходные операции с денежными средствами и (или) иным имуществом НКО, полученным от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежат обязательному контролю на сумму, указанную в п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ?
Ответ

В контексте п. 1.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ под операциями по расходованию денежных средств и (или) иного имущества НКО следует рассматривать действия, в результате которых происходит выбытие денежных средств / иного имущества НКО, вне зависимости от того, получены ли расходуемые денежные средства / иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, или иных лиц.

Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Департамента, содержащиеся в информационном письме от 22.07.2014 № 24 (вопрос 6), направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9002 подлежат сведения об операциях по передаче клиентом – НКО наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу НПФ в рамках соответствующего договора, заключенного с НПФ.

Таблица самооценки НФО по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ 2020

 

Уважаемые клиенты – субъекты 115-ФЗ / некредитные финансовые организации! *

Предлагаем скачать удобную памятку для самооценки системы внутреннего контроля в компании.

Скачать таблицу в формате *.DOCX: Таблица самооценки НФО по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ 2020

Полный список организаций-субъектов 115-ФЗ – некредитные финансовые организации
Организации-субъекты 115-ФЗ – некредитные финансовые
* в соответствии со статьей 5 Закона 115-ФЗ
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
  • страховые брокеры
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые имикрокредитные организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;
  • операторы инвестиционных платформ

Таблица составлена на основании Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России.