Вниманию лизинговых компаний — в Госдуму внесен законопроект № 586986-7

19 ноября 2018

14.11.2018 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».

В соответствии с данным законопроектом, к специальным субъектам лизинговой деятельности будут отнесены:

  1. Лизинговая компания, претендующая на допуск или получившая доступ к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности (за исключением налоговых льгот, применяемых на условиях, действующих на дату вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе);
  2. Банки;
  3. Юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  4. Юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  5. Юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».»

Переходный период – 180 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона в частности, изменения будут внесены в Положения Банка России (444-П, 445-П, 550-П, 3471-У, 3484-У, регулирующие организацию и осуществление внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ для некредитных финансовых организаций (далее – НФО). Таким образом, специальные субъекты лизинговой деятельности будут отнесены к категории – НФО. Что повлечет существенные изменения в процедурах организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  • Создается самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • Подразделение по ПОД/ФТ/ФРОМУ не может состоять менее, чем из двух сотрудников;
  • На специальное должностное лицо (далее – СДЛ), ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ будут распространятся требования к деловой репутации, установленные Федеральным законом от 29.07.2017 N 281-ФЗ;
  • Ответственный сотрудник (СДЛ) подчиняется непосредственно руководителю организации;
  • СДЛ, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в некредитной финансовой организации, за исключением функций, осуществляемых контролером или службой внутреннего контроля (внутреннего аудита), а также при условии, что они не имеют права от имени некредитной финансовой организации совершать операции (заключать сделки) с денежными средствами или иным имуществом, подписывать платежные (расчетные), бухгалтерские и иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации.
  • Банк России сформирует Реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Для включения организации в Реестр, помимо общих учредительных и финансовых документов организации, предоставляют Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и Приказ о назначении Специального должностного лица. Неоднократное в течение одного года нарушение требований законодательства в области ПОД/ФТ будет являться основанием для исключения организации из Реестра.
  • Представление СДЛ руководителю текущей отчетности в сроки и в порядке, которые определяются внутренними документами (за исключением случая, когда функции ответственного сотрудника выполняет руководитель);
  • Подготовка и представление не реже одного раза в год коллегиальному исполнительному органу письменного отчета, согласованного с руководителем, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ (при наличии в некредитной финансовой организации коллегиального исполнительного органа);
  • Информирование в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в сфере ПОД/ФТ, о назначении ответственного сотрудника (СДЛ), а также о назначении (освобождении) другого сотрудника исполняющим обязанности ответственного сотрудника (СДЛ) в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Следует также отметить, что значительно ужесточатся требования к процедуре идентификации и фиксированию сведений о Клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцев, оценке финансового положения и деловой репутации Клиентов.

  • Расширено определение бенефициарного владельца, с вязи с чем потребуется устанавливать не только конечных собственников юридического лица, а также лиц, которые имеют возможность определять решения, принимаемые клиентом (например, члены коллегиального исполнительного органа);
  • Фиксирование в Анкете сведений о признании бенефициарным владельцем клиента физического лица с обоснованием принятого решения, в том числе фиксирования оснований признания в качестве бенефициарного владельца лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица (при невозможности выявления иного бенефициарного владельца);
  • Отражение в правилах внутреннего контроля перечня мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию бенефициарных владельцев клиентов и фиксирование в Анкете мер, которые приняты организацией по идентификации бенефициарного владельца (запрос Клиенту, анкетирование, открытые источники информации, опрос клиента и пр.);
  • Если сведения о бенефициарном владельце, представленные Клиентом отличаются от информации, установленной из открытых источников информации (например – выписка из ЕГРЮЛ), организации потребуется в течение 7 рабочих дней принять меры, направленные на уточнение достоверной информации у клиента;
  • Установление сведений о финансовом положении клиента на основании:  копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате), и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде); и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом; и (или) сведения об отсутствии в отношении клиента производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в организацию; и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения клиентом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах; и (или) данные о рейтинге клиента, размещенные в сети «Интернет» на сайтах международных рейтинговых агентств и национальных рейтинговых агентств.
  • Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) о клиенте других клиентов данной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) от кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, в которых клиент находится (находился) на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций об оценке деловой репутации клиента). Организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы некредитной финансовой организацией в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде перечисленных документов.
  • Градация рисков — риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца, страновой риск, риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.
  • Обязательное отражение в Правилах внутреннего контроля перечня источников информации (с указанием источников) доступных на законных основаниях, в том числе использование сведений, предоставляемых органами государственной власти, используемых при проведении процедуры идентификации.

Кроме того в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 223-ФЗ от 13.07.2015 г. специальный субъект лизинговой деятельности будет обязан вступить в саморегулируемую организацию (далее —  СРО), вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.