Руководители НАК и ФКД консалт дали совместное интервью для предприятий-экспортеров

22 февраля 2018

Все больше российских компаний выходят за пределы национального рынка. Сегодня внешнеэкономическая деятельность даже в малом и среднем бизнесе не ограничивается просто поставками продукции: предприниматели развивают партнерские отношения с зарубежными коллегами, открывают совместные предприятия и привлекают инвестиции. Одной из составляющих успешной работы с иностранными компаниями является деловая репутация компании, в частности прозрачность процессов и отлаженный внутренний контроль. Как нивелировать риски и обеспечить комплексую защиту компании, а также о том, как внедрить Комплаенс и для чего он нужен, нам рассказали Президент Национальной Ассоциации Комплаенс Владимир Балакин и Заместитель генерального директора «ФКД Консалт» Светлана Пышненко.

Владимир Валерьевич, расскажите пожалуйста, что такое система комплаенс?

ВБ: Если совсем просто – то система безопасности бизнеса. Цель внедрения системы «Комплаенс» — создание в компании эффективного многоцелевого механизма по определению возможных рисков и угроз и дальнейшему решению этих проблем. Речь идет, в частности, о выявлении и анализе коррупционно-опасных сфер деятельности, оценке и управлении правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты компании от различного рода правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

Для чего нужен Комплаенс? Насколько он применим для российских участников внешнеэкономической деятельности сегодня?

ВБ: Бизнес очень сильно регулируется. Так, в год принимается 440 законов. Существует масса регуляторов: и ФНС, и Прокуратура, и ЦБ, и многое другое. Система «Комплаенс», в числе прочего, обеспечивает исполнение законодательства таким образом, что это удовлетворяет требованиям всего спектра регуляторов. И для участников ВЭД он применим в не меньшей степени: ЦБ издает отдельные методички для юрлиц, занимающихся внешнеторговой деятельностью, а Налоговая проверяет такие компании более бдительно. Комплаенс применим абсолютно для всех компаний, но для одних он обязателен, для других крайне желателен, а для третьих – доброволен (например, местная парикмахерская).

Есть ли в Российском законодательстве законы, регулирующие данную систему?

ВБ: Да. Это №273-ФЗ «О противодействии коррупции», №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», УК РФ, КоАП РФ, национальные планы по борьбе с коррупцией, письма, приказы и методики ЦБ, ФНС, Минфина и многие другие локальные акты.

На российские предприятия распространяются иностранные законы в части комплаенса?

ВБ: На те, которые занимаются внешнеторговой деятельностью – безусловно. Это связано с экстерриториальным (трансграничным) характером законодательных актов в сфере комплаенс, в дополнение к законодательству РФ, прежде всего — в рамках системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Речь идет, например, о Законе США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977), законе США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), вступивший в силу с 1 января 2013, законе Великобритании о взятках (UK Bribery Act, 2010).

Как иностранное законодательство касается граждан России?

ВБ: Во-первых, при нахождении граждан РФ за пределами страны при совершении действий, противоречащих нормам комплаенс. Во-вторых, в отношении лиц, формально находящихся вне сферы действия законодательства Великобритании и США, но в связи с использованием услуг почты этих двух стран или иных средств ведения международной торговли, а также систем проведения платежей, счетов, открытых в американских и английских банках, странах Евросоюза в качестве инструмента совершения незаконных действий. В-третьих, в отношении должностных лиц организаций, подпадающих с точки зрения иностранного законодательства под санкции норм комплаенс.

С чего начинать компании, решившей внедрить данную систему? Есть ли готовые эффективные решения и практики построения системы комплаенс-контроля?

ВБ: Тут есть три пути, мы их обозначим в порядке упрощения реализации: Первый – брать законы, кодексы, приказы, информационные письма ведомств, которые регулируют деятельность вашей компании и выстраивать свою деятельность в соответствии с ними. Второй – ходить на семинары всех ведомств-регуляторов, анализировать их методические рекомендации, на узкопрофильных сайтах находить чек-листы по выстраиванию деятельности в соответствии с законодательством и реализовывать это в своей компании. Третий – обратить внимание на новый проект Члена Национальной ассоциации комплаенса (НАК) – ООО «ФКД консалт» — Школу безопасности бизнеса и применить в комплексе систему внедрения «Комплаенс под «ключ»

Светлана Анатольевна, тогда вопрос к Вам: могли бы вы рассказать о проекте Школа безопасности бизнеса? Как она связана с «Комплаенс» для экспортеров?

СП: Задача проекта как раз в том, чтобы любые малые и средние предприятия могли получать приемлемую для себя комплексную поддержку. Поддержка заключается в оценке состояния бизнес-процессов в организации, выработке оптимальных мер и решений для снижения рисков при общении как с контрагентами, так и с госорганами: фискальными и надзорными.

Например, любому предприятию приходится взаимодействовать со своим банком. Наши эксперты обучают оптимальному документообороту с банком для предотвращения блокирования средств на счете, новациям в валютном и таможенном контроле именно с позиции предприятия.

Какие выгоды получает руководитель от работы в проекте Школы безопасности бизнеса?

СП: Систему поддержки мы выстроили по принципу «одного окна». Для директора имеет существенное значение оперативность экспертной помощи, а также внедрение системы комплаенс или внутреннего контроля. Благодаря работе экспертов Школы он оказывается всегда в курсе готовности всех подразделений своей компании к возможным проверкам, так как наши эксперты, осуществляя мониторинг требований законодательства, своевременно выдают рекомендации для каждого подразделения. Большим преимуществом являются и онлайн технологии обучения: вебинары для сотрудников, и коуч-сессии поддержки с топ-менеджерами. Отдельно осуществляется и круглогодичная поддержка, аттестация персонала согласно требованиям отраслевых профстандартов.

И снова вопрос к Владимиру Валерьевичу: для каких предприятий в России (крупный бизнес, малый и средний бизнес) построение системы комплаенса актуально с точки зрения оптимизации бюджета?

ВБ: Без доли сомнений можем сказать, что это актуально для любой компании, в которой более 5 сотрудников.

Насколько комплаенс действенен для российских экспортеров/импортеров сегодня? Обращают ли внимание на репутацию компаний, например, таможенные органы?

ВБ: Комплаенс – это гудвил. Так же, как, например, забота об экологии. Касательно таможенных органов четкой статистики нет, но вот ФАС России планируют в этом году давать скидку в 1/8 от суммы начисленного штрафа, если в компании есть система «Комплаенс». А вносимые сейчас изменения в закон об Акционерных обществах, и вовсе обязывает ввести в штат должность внутреннего контролера, аудитора, а иными словами – комплаенс-офицера, плюс проводить регулярное повышение квалификации соответствующего персонала.

Какие аспекты волнуют иностранных бизнес-партнеров, когда речь идет о комплаенс-процедурах в российских организациях?

ВБ: Учитывая зачаточность этого состояния в России, то пока что просто его наличие. Это уже позволяет очень позитивно выделиться среди своих конкурентов, так как демонстрирует намерение вести риск-ориентированную политику с контрагентами в соответствии с рекомендациями комплаенс процедур и прозрачную отчетность.

Как российским предприятиям использовать комплаенс в выстраивании отношений с иностранными контрагентами?

ВБ: Следует внедрить систему «Комплаенс», адаптированную не только под российское и международное право, но и выполнять требования страны, с которой ведется торговля.

Многие крупные игроки российского рынка (например, КАМАЗ) уже несколько лет как работают по системе комплаенс. Можете ли привести примеры успешного внедрения комплаенса в российском бизнесе?

ВБ: Да, таких компаний более, чем достаточно: ДИКСИ, МТС, Билайн, Норникель, Росатом и многие другие. Как правило, это компании, имеющие внешнеторговые контракты.

Источник: rusexporter.ru